Из цикла «Книга заповедей. Запретительные», темы: 613 заповедей, Книга заповедей, Запреты, Рамбам, Жертвоприношения
96-я заповедь – запрещение приносить увечное животное в жертву от неевреев. Нельзя сказать так: поскольку он нееврей, от него можно принести в жертву и увечное животное. И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: “И от руки чужеземца не приносите в хлеб вашему Б-гу из всех таких, ибо они повреждены, увечье на них, не могут они быть приняты в благоволение к вам” (Ваикра 22:25). И тот, кто преступает этот запрет и приносит увечное животное в жертву от нееврея, тоже карается бичеванием.
97-я заповедь – запрещение наносить увечье животным, посвященным в жертву. И тот, кто наносит увечье посвященному животному, карается бичеванием – при условии, что это происходит в период Храма, когда это животное действительно должно быть принесено в жертву, как разъяснено в трактате Авода зара (13б). Этот запрет содержится в речении Ашема, в котором говорится о приносимом в жертву животном: “Никакого увечья не должно быть на нем” (22:21). И сказано в Сифре: “Никакого увечья не должно быть на нем” – не наноси ему никакого увечья”.
98-я заповедь – запрещение воскурять на жертвеннике закваску или мед. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “...Никакой закваски и никакого меда не должны вы воскурять в огнепалимую жертву Ашему” (Ваикра 2:11). И этот же запрет повторен в иных выражениях: “Никакое хлебное приношение, которое вы приносите Ашему, не должно быть сделано из закваски...” (там же). И мы уже разъяснили в “9-ом принципе”, что воскуряющий на жертвеннике одновременно и закваску, и мед карается бичеванием однократно, а не двукратно (т.е. получает 39 ударов), поскольку эта заповедь – “обобщающий запрет” Торы, а мы уже выяснили, что за нарушение “обобщающего запрета” следует лишь одно наказание. Итак, однократно карается бичеванием и тот, кто возносит на жертвенник закваску, и тот, кто возносит на жертвенник мед, и тот, кто возносит закваску и мед вместе.
99-я заповедь – запрещение воскурять на жертвеннике жертвоприношение без соли. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Не устраняй соли завета твоего Б-га от твоего дара: при всякой своей жертве приноси соль” (там же 2:13). Из того, что Ашем запретил “устранять соль... от дара”, следует, что запрещено воскурять жертву пресной (без соли), и тот, кто возносит на жертвенник любой пресный дар – жертву или хлебное приношение, карается бичеванием.
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 7-ой главе трактата Зевахим.
Сотая заповедь – запрещение приносить в жертву животное, которым были оплачены услуги блудницы, или животное, полученное в обмен за собаку. И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: “Не вноси платы блудницы и выручки за пса в дом Ашема, своего Б-га” (Дварим 23:19).
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 6-ой главе трактата Тмура. И тот, кто приносит подобное животное в жертву, – мало того, что Его жертва не принимается Небесами, – но и сам жертвователь карается бичеванием так же, как тот, кто приносит в жертву увечное животное.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»