Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Проси других делать замечания тебе, запрети себе делать замечания другим»Еврейская мудрость
Коментарии Льва Кацина

«Никогда не ругайте в сердцах своих детей, — говорил главный раввин Иерусалима рав Хаим Зоненфельд (1848—1931 гг.). — Не обижайте, не унижайте их оскорблениями, ибо слова, сказанные от сердца, обладают силой проклятия… или благословения, если вы желаете добра».

«Чтобы ты был здоров!» — говорил он домашним в ситуациях, в которых можно было бы рассердиться, рассказывала внучка раввина.

Что делать, если ваш сын-подросток отбился от рук? Вы умоляли его, чтобы он не приходил поздно домой, а он продолжает возвращаться под утро. Устраивали скандалы, требуя, чтобы он не проводил время в плохих компаниях, он же полностью игнорирует ваши слова, проявляя неуважение или даже дерзость. Не раз у вас возникало острое желание поставить его на место, потребовать немедленного подчинения. Однако вы опасаетесь, что окрики могут привести лишь к противоположному результату, еще больше подтолкнув сына к его уличным друзьям. Ведь насилие над его волей, как любое действие, порождает противодействие.

Мудрейший из людей царь Соломон учил в своих притчах, что воспитатель должен ставить своей целью долгосрочное поведение ученика в будущем, а не его сиюминутное подчинение из-под палки. «Воспитывай ребенка его путем, тогда, даже состарившись, он не свернет с него». Любопытно, что «ханох» — «воспитывай», на иврите означает и «очищай»: отсюда название праздника Ханука, отмечающее очищение Храма и чудо света Меноры.

Наша недельная глава начинается с рассказа о том, что Всевышний обратился к Моисею: «Когда будешь зажигать свечи (Меноры)…» (Бамидбар 8:2). Мудрецы спрашивают, почему Тора использует здесь слово «бехаалотха» — «зажигать», которое дословно означает на иврите «возвышать»?

«Поскольку пламя поднимается, возносится, зажигание (свечей) названо возвышением, ибо зажигать нужно до тех пор, пока пламя не станет подниматься само по себе», — приводит Раши мнение Талмуда (Шабат 21).

Рав Моше Файнштейн (1895—1986 гг.) видел в этом важный символ того, как следует воспитывать детей. Иногда человек подносит огонь к свече, и фитиль загорается, однако если он преждевременно уберет огонь, то фитиль погаснет. Потому священнослужитель должен был держать огонь у свечи до тех пор, пока ее фитиль не разгорался так, чтобы огонь «поднимался сам по себе». Точно так же родители и учителя должны направлять и вдохновлять своих детей и учеников до тех пор, пока они не достигнут уровня внутренней мотивации. Если огонь вдохновения начнет подниматься в их сердцах сам по себе, то не исчезнет даже тогда, когда родителей и учителей не будет с ними.

Как же вдохновить наших детей, как способствовать их духовному росту? Объясняя, почему зажигание Меноры названо в Торе возвышением, Раши приводит второе мнение: «Наши мудрецы учили также, что перед светильником имелась ступень (возвышение), стоя на которой священнослужитель зажигал свечи». Для того чтобы зажигать чьи-то души, твоя душа должна гореть вдохновением, и для того чтобы возвысить кого-то, ты сам должен сначала возвыситься, став примером для подражания. Каждому родителю следует помнить, что воспитание детей — это, прежде всего, непрерывный процесс воспитания себя самого.


«Хумаш» — так на иврите называется Пятикнижие — те пять книг Торы, которые были записаны Моше-рабейну Синайского откровения, во время странствий еврейского народа по пустыне. Читать дальше

Бесконечная цепь 1. Тора

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Пятикнижие — самая важная часть Танаха. Она представляет собой не что иное, как голос Всевышнего, сообщающего человечеству Свою волю посредством письменного слова. Сюжеты и заповеди Торы заставляют человечество задуматься над реальностью. Что делать человеку со своей жизнью? Как ее возвысить, освятить? И прежде всего — как развить в себе понимание, что жизнь должна быть освящена? Тора отвечает тому, кто спрашивает. Для тех, у кого нет вопросов, Тора остается загадкой, в соответствии с известным афоризмом: нет ничего непонятнее, чем ответ на незаданный вопрос. Человек же, по-настоящему ищущий смысл жизни, найдет в Торе интеллектуальную глубину, поразительную психологическую проницательность, благоговейное отношение к жизни.

Правильность текста Торы

Сайт evrey.com

Откуда мы знаем, что современная Тора идентична той, которую получили евреи на горе Синай?

Бет из Берешит

Рав Эльяким Залкинд

Книга Шмот

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

Чтобы понять и постичь 19. Откуда мы знаем, что Тора дана Б-гом, а не написана человеком?

Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»

Одним из доказательств того, что Тора является Б-жественным откровением — это ее иррациональные заповеди. Простой смертный не мог бы заставить 600 тысяч евреев взять на себя серьезные ограничения во всех сферах жизни. Пророчества, содержащиеся в Торе, тоже доказывают ее Б-жественное происхождение.

Урок Торы

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Пятикнижие Моисея

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

«Шлах». Спасательный канат

Рав Бенцион Зильбер

Евреи приближаются к Эрец-Исраэль. По настоянию народа Моше отправил разведчиков выяснить, какова страна, куда евреи по воле Всевышнего держат путь. Послано было двенадцать разведчиков, по одному от каждого колена. Вернувшись, десять из двенадцати сказали, что города страны укреплены, жители ее сильны и войти в нее невозможно. Евреи заплакали и отказались от своей цели. За это Всевышний обрек народ на сорокалетнее скитание по пустыне. Конец главы посвящен нескольким заповедям. Завершает главу заповедь о цицит.