Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Здоровье по Торе 3. Отношение еврейского закона к мнению врача

6 апреля 2011 года, темы: Диета, Здоровье

Цикл глав из книги рава Ехезкеля Асхаека — «Здоровая жизнь по Торе»

Каждое разумное существо знает, как оберегаться от явной опасности, но иногда опасность не так явна и заметна. Врачи обладают профессиональной подготовкой в вопросах медицины и здоровья. Они способны подметить опасности, болезни и напасти и подсказать, как с ними бороться. Помимо этого они учат нас мудрости, как сказано: «Кто мудр? Тот, кто предвидит последствия» — то есть, вести здоровый образ жизни, чтобы предотвратить болезни до того, как они нанесут удар по нашему организму. В свете еврейского закона врач наделен особым статусом: в соответствии с мнением сведущего врача принимается алахическое решение.

Так, мы находим в Мишне следующее высказывание (по поводу еды в Йом кипур): «больного кормят в соответствии с мнением сведущих людей». А затем Талмуд (трактат Йома 83а): «Врач говорит: нужно, а больной говорит: не нужно — слушаются врача». И такова алаха (Шулхан Арух, Орах хаим, 618а): «Больного, которому нужно есть — если есть там сведущий врач, даже идолопоклонник, который говорит: если его не покормят, его болезнь, возможно, обострится и он подвергнется опасности, — кормят согласно мнению врача, и не надо говорить о смертельной опасности. Даже если больной говорит: мне не нужно, слушают врача». А Мишна брура уточняет от имени еврейских законодателей: если больной хочет придерживаться более строгого мнения о посте, тогда как ему необходимо есть и пить, о нем говорится: «Но за вашу кровь Я взыщу ответ с ваших душ».

Подумайте только! В вопросе сурового запрета еды в Йом кипур, за нарушение которого следует наказание «карет», раввин опирается на профессиональное мнение врача и заставляет больного есть, даже если сам больной желает поститься! Смотрите, насколько еврейский закон считается с мнением врача!

Более того, даже когда дело касается еще более сурового нарушения субботы, за которое положена смертная казнь, мы ясно видим значимость мнения врача, как гласит еврейский закон (Шулхан Арух, Орах хаим, 328:10): «Любая болезнь, которую врачи расценивают как опасную, даже если она только на внешней стороне тела — из-за нее нарушают субботу». Ту самую субботу, за преднамеренное нарушение которой он уподобляется идолопоклоннику и достоин смертной казни, ту самую субботу, за соблюдение которой евреи из поколения в поколение жертвовали собою — ту самую субботу нарушают в соответствии с мнением врача ради того, чтобы сохранить человеку жизнь.

Все медицинские знания с древнейших времен и до наших дней на языке наших мудрецов называют «умдана» — «приблизительная оценка». Медицинские знания о дальнейшем развитии того или иного явления — это не точные знания, а опыт прошлого и исследования похожих случаев из медицинской практики. Этот опыт включает в себя и последствия касательно будущего (медицинские прогнозы). В законах «пикуах-нефеш» (спасения жизни в случае смертельной опасности) раввин, выносящий решение, не обязан иметь медицинское образование, а может полагаться на «оценку врачей» и в том, что касается нарушения субботы, и в том, что касается еды в Йом кипур.

Из сборника посланий Хазон Иша, часть первая «Мне пришло твое письмо. Знай, дорогой, что здесь нет ни греха, ни вины. Усталость — это закон природы, и не стоит пренебрегать законами природы, потому что то, что мы зовем “природой”, скрывает в себе самое постоянное желание Того, кто все сотворил, да будет Он благословен. Поэтому ты обязан полностью отказаться от учебы на две недели и побольше ешь здоровой и питательной пищи, и побольше спи, и гуляй, и занимайся подобными “пустяками”. И, может быть, тебе стоит приехать сюда на несколько дней… пока ты не наберешься сил».


10 Заповедей на Скрижалях Завета — квинтэссенция всех заповедей Торы. Пять из них говорят об отношениях между людьми, то есть о сфере взаимодействия «человек-человек», и пять — относятся к сфере «человек-Всевышний». Читать дальше