Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Так будет испытан богач при помощи богатства его: ожесточится ли он на ближнего, который нуждается в нем, или пожалеет его? И так будет испытан бедняк: сумеет ли довольствоваться малым или нет?»Рамхаль, Дерех Ашем, глава 8
Избранные главы из одноименной книги

Человек приходит в этот мир для исправления своей души с помощью изучения Торы, соблюдения заповедей и сведения до минимума занятий всем, что касается материальной стороны жизни. Однако из слов наших благословенной памяти мудрецов мы видим также, насколько мы должны следить за здоровьем тела, и это само по себе является заповедью.

Так мы видим в Талмуде, в трактате Шабат 82, как рав Гуна спрашивает своего сына Раву, почему тот не посещает уроки рава Хисды, «чьи высказывания остры»? Ответил Рава: «Зачем мне идти к рав Хисде? Каждый раз, когда я к нему прихожу, он говорит со мной о мирских вещах — о вопросах здоровья!» К удивлению сына рав Гуна ответил: «Он занимается вопросами человеческой жизни, а ты называешь это “мирскими вещами”? Так ты, тем более, должен пойти у него учиться!»

Вот вам пример того, что заботу о здоровье не только нельзя называть «пустыми, мирскими вещами», а даже напротив следует отдать предпочтение тому учителю Тору, который периодически включает эти темы в свои уроки. Как сказал рав Гуна:

«Так ты, тем более, должен пойти у него учиться!»

А теперь перейдем к потрясающим словам рава Шимшона Рефаэля Гирша, о том, насколько человек обязан следить за здоровьем и цельностью своего организма. (Хорев, в главах законов, глава седьмая, запрет самоубийства о подвергании себя опасности и заповедь следить за своим телом):

«Знай же, что и твое тело, и твои силы, и то недолгое время, которое ты находишься на этой земле, принадлежат не тебе… Они ведь были даны тебе только с тем, чтобы ты использовал их как орудие и средство, чтобы с их помощью выполнять свои обязанности. Поэтому ты обязан распоряжаться своим телом подобно тому, как ты ведешь себя с другими своими дарами — только согласно воле Творца и порядку, установленному Им, но уничтожать, губить, разрушать орудия… не дай Б-г, не дай Б-г такое делать! Это недопустимо!… Ибо Всевышний потребует у тебя сурового и строгого отчета о самом дорогом, что у тебя есть — о том, что ты сделал со своим телом, потребует Творец у тебя объяснений!! Ты — раб Всевышнего, человеческая душа, ты был послан сюда в облачении земного праха, чтобы в этом земном мире выполнять приказы твоего Б-га… Все это — приказ Творца и твоя миссия, и неужели ты пренебрежешь исполнением своей задачи с честью?… Или, может, ты ослабил свой организм настолько, что дошел до истощения… Даже самое незначительное увечье нельзя нанести своему телу.

Не дай тебе Б-г по легкомыслию ослабить строение твоего тела… Не дай тебе Б-г, избегая необходимых тебе и разрешенных вещей, истощать себя… Не доводи себя до состояния изнеможения беспорядочным образом жизни, не порть и не уничтожай свое здоровье и не укорачивай свою жизнь — ведь этим ты берешь на себя суровую ответственность перед Творцом за кражу сил. Каждая такая слабость и минимальнейшая порча, связанная с ней, это “частичное убийство”. Потому на тебе лежит обязанность и заповедь, как только можно, остерегаться всего этого и избегать всего, что может представлять собой угрозу твоему здоровью… Не испытывай Творца и не полагайся на чудо провидения, ибо провидение — не щит и не ограда от злонамерений, легкомыслия и отчаянности… Опасность страшнее нарушения. Посему тщательно оберегай свойю душу и следи за правильным уходом за своим телом, чтобы оно всегда служило тебе верой и правдой, будучи здоровым и сильным сосудом для благословения. Оставь все, что может нанести вред твоему телу и сгубить твое здоровье, и в своей жизни используй то, что придаст больше сил, здоровья, мужества и доблести твоему телу».

Посмотрим теперь, что пишет Хазон Иш. «Я лично считаю естественную заботу о том, что касается здоровья, заповедью и обязанностью в качестве одной из обязанностей довести до совершенства ту модель человека, которую запечатлел Благословенный Творец в своем мире, носящем Его печать…» (Сборник посланий, часть первая, 136) «Скрупулезное отношение к тому, что приносит здоровье — это любимое служение в глазах Всевышнего» (137).

А вот слова раби Моше-Хаима Луцато, из его книги «Путь праведных» (глава 11) о том, кто легкомысленно относится к своему здоровью: «Он должен считаться полным глупцом».

Сейчас давайте обратимся к книге «Беер агола», в конце последнего пункта Шулхан Арух (Хошен мишпат) на слова Шулхан Аруха о том, что каждый, кто подвергает себя опасности, достоин наказания плетью:

«И тот, кто подвергает себя опасности, как будто гнушается волей Творца и не желает ни служить Ему, ни получить Его наград, и нет более откровенного пренебрежения, а тем, кто слушается, будет хорошо».

Забота о здоровье — повелительная заповедь Торы Если мы углубимся в слова Рамбама, то увидим, что, по его мнению, следя за своим здоровьем и заботясь о своем теле, человек выполняет повелительную заповедь Торы «и следуй Его путями».

Свою великую книгу «Аяд ахазака» Рамбам начинает с алахот основ Торы — веры в существование Всевышнего. Закончив объяснение основ Торы и веры во Всевышнего, Рамбам переходит к законам мудрости. Первой заповедью в этих законах Рамбам называет заповедь «следовать Его путями» и посвящает ей пять первых глав. В трех из них он объясняет, что означает первая часть этой заповеди: удаляться от негативных качеств — гнева, гордыни, зависти, сладострастия, жажды почета и напротив, следовать Его путями — перенимать Его качества: быть милосердными, милостивыми и святыми что обязывает делать все ради славы небес. Эту часть «и следуй Его путями» Рамбам завершает словами: «И это то, что сказал Шломо в своей мудрости: “На всех путях знай Его, и Он выпрямит стези твои”.»

После этого Рамбам переходит к объяснению второй части заповеди «следовать Его путями», и вот, что он пишет в главе четвертой: «Так как здоровый и цельный организм — это один из путей Всевышнего, ведь невозможно понять или узнать какую-нибудь б-жественную мудрость в больном состоянии, человек должен отдаляться от того, что причиняет вред его организму, и приучить себя к тем вещам, которые обеспечивают ему здоровье и выздоровление».

Эти слова объясняют также, почему законы заботы о здоровье организма рассматриваются еще до законов изучения Торы и остальных 613 заповедей.

Впоследствии Рамбам пространно объясняет простым людям, людям умным и мудрецам Торы, как досконально следить за своим здоровьем, как и чем питаться, как и когда ложиться, когда заниматься физкультурой, и когда справлять естественную нужду. Это — тоже законы «Мишне Тора», достойные того, чтобы их обсуждали, в них углублялись и их соблюдали точно так же, как все остальные законы.

Эти законы Рамбам детально изложил для всего народа. Закончив эту главу, он посвятил следующую главу особой обязанности мудреца отличаться от всего народа и своим поведением, и едой, и питьем. Процитируем его первую алаху: «Точно так же, как мудрец отличается своей мудростью и знаниями и выделяется из остальных, так он должен отличаться и своим поведением, едой, питьем…одеждой…И все эти деяния должны быть особо притягательными и совершенными».

«Каким образом? Мудрец Торы не должен быть обжорой, а питаться тем, что придает здоровье его организму. И даже здоровой пищей ему не следует объедаться и не стремиться заполнять желудок подобно тем, кто набивает свой желудок едой и питьем, пока не лопнет… Но мудрец съедает одно–два блюда и в том количестве, которое достаточно для поддержания жизни и не больше, как сказал Шломо: “Праведник ест до насыщения своей души”. И в продолжении: “Одежда мудреца Торы должна быть чиста и красива, и на ней не должно быть грязных и жирных пятен”.»

И завершает пятую главу Рамбам словами: «В общем… о том, кто так себя ведет, написано “и скажет мне: ты — Мой раб, Израиль, которым прославлюсь”.»

По мнению Тура забота о здоровье тоже является заповедью, и вот, что он написал в своих законах в разделе Орах хаим, 155 «Заповедь вести себя согласно хорошему качеству и доброму обычаю беречь свое здоровье, чтобы быть здоровым и сильным, служа Творцу». Мишна брура (155) приводит эти слова в качестве алахи.

На стих «Вечером вы будете знать» (Шмот 16:6) пишет Сфорно: «Вы будете знать, что благословенный Б-г окончательно вывел вас из Египта, ибо он отучил вас от обычаев этой страны. Ведь там вы сидели над чаном с мясом без определенного часа трапезы, как животные. Как свидетельствуют наши мудрецы, да будет память их благословенна (трактат Йома 75б): Вначале евреи были подобны петухам, копошившимся в куче мусора, пока не пришел Моше-рабейну и не установил время трапезы».

Книга «Здоровая жизнь по Торе» в нашем магазине


Творец открыл Аврааму: все, что произойдет с ним, произойдет в будущем с его потомками. Данная статья посвящена основным вехам его биографии и самой личности праотца Авраама. Читать дальше

Наш праотец Авраам

Рав Моше Пантелят

Авраама принято считать основателем монотеизма, первооткрывателем, проложившим дорогу не только своим потомкам-евреям, но и миллионам людей на всем земном шаре. В чем состояло открытие Авраама?

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хаей Сара

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Избранные комментарии на недельную главу Хаей Сара

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Евреи не украшают могилы цветами, не устраивают из похорон пышных зрелищ. Они ведут себя, подобно праотцу Аврааму, который искал место для захоронения Сары.

Недельная глава Ваера

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

В недельной главе «Ваера» («И явился») рассказывается о полученном Авраhамом предсказании, что у Сары родится сын и когда именно, о городах Сдом и Амора (в привычном для русского читателя звучании — Содом и Гоморра), об их уничтожении и спасении Лота, о том, как царь Авимелех взял Сару к себе во дворец, но вынужден был возвратить ее Авраhаму, о рождении и обрезании Ицхака, удалении Ишмаэля, союзе с филистимским царем Авимелехом и о последнем, десятом испытании Авраhама — требовании Б-га принести в жертву Ицхака.