Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Сказал рабби Зейра: Нельзя пообещать ребенку что-либо и не выполнить обещания, так как этим ты учишь его лжи.»Трактат Сукка 36:2
Коментарии Льва Кацина

«Сегодня больше евреев возвращаются в Россию, нежели репатриируются в Израиль, — понизив голос, сказал мне высокопоставленный чиновник Еврейского агентства во время состоявшейся недавно беседы в “Сохнуте”, в центре Иерусалима. — Хотя в 90-е годы из стран бывшего СССР в Израиль приехали более 1 миллиона человек, привлечь евреев из этого региона становится сложнее — в 2006 году репатриантов оказалось лишь 7600…».

А сколько же вернулось?

«Евреи возвращаются в Россию», — так называется статья Владимира Волошина в «Комсомольской Правде». «Хорошую тенденцию… обнародовали израильские статистики. По их данным, массовый исход евреев из России окончен. На Руси начался… их массовый “приход”. В РФ, оказывается, сегодня живут 50 тысяч (!) граждан Израиля. Из них 99 % — репатрианты, бежавшие в 90-х годах из России на Землю Обетованную, а теперь вернувшиеся».

«… Но ехать надо!» — когда-то говорили в Одессе, собираясь в страну, «текущую молоком и медом». То же самое говорят они сейчас в Израиле, все чаще возвращаясь, в том числе и на свою «доисторическую родину», — пишет Светлана Белоус из Тель-Авива в статье с выразительным заголовком «Евреи покидают Землю Обетованную» (журнал «Зеркало недели»).

Когда-то в среде московских отказников говорили, что каждый еврей на пути в Израиль проходит через свою «пустыню». Для одного пустыней становится невыносимо сложное положение в отказе, а для другого проживание в центре абсорбции в Израиле, когда этот новый репатриант пытается осмыслить, куда и почему он приехал. Человек мог физически перенестись в пространстве и выехать из СССР, духовно продолжая жить в том же самом СССР.

«Нет ничего нового под солнцем», — писал мудрый царь Соломон в своей книге «Экклезиаст». Духовные корни обсуждаемого явления можно найти в нашей недельной главе, повествующей о том, что во время Исхода евреев из Египта Всевышний почему-то не повел народ в Израиль кратчайшим путем.

«И было, когда Фараон отпустил народ, Всевышний не повел их по дороге земли Плиштим, ибо близка она; потому что Всевышний сказал: может быть, народ передумает при виде войны и возвратится в Египет. И кружил Всевышний народ дорогою пустынною к Ям Суфу (Красному морю). И вышли евреи вооруженными из земли Египетской» (Шмот 13:17—18).

Почему же не повел Всевышний евреев по «близкому пути»? «Потому что тем же путем удобно возвратиться в Египет», — поясняет Раши.

Первое слово нашей недельной главы вайеи — «и было» можно также прочитать на иврите как ой. Это слово, выражающее чувство боли на всех языках, было использовано мудрецами Талмуда для объяснения нашей недельной главы. «Кто сказал ой? — спрашивает Мидраш. — Это Всевышний сказал ой, увидев, что слишком рано выходят евреи из Египта».

Всевышний услышал мольбу евреев об освобождении, их просьбу о прекращении страданий и вывел их из Египта слишком рано. Евреи должны были извлечь из рабства важные уроки, необходимые для их будущей свободной жизни. Потому преждевременный Исход стал причиной их будущих изгнаний и порабощений.

Почему вообще евреи оказались в Египте? В самом начале книги Исхода Мидраш отвечает на этот вопрос словами: «Щадящий посох свой ненавидит сына своего» (Притчи Соломона 13:24). В египетском изгнании был свой смысл — лишь преодолев страдания рабства, евреи могли удостоиться дарования Торы.

«По мере того как изнуряли его (еврейский народ), он размножался и разрастался» (Шмот 1:12).

Ребе из Гур писал в своей книге «Сфат Эмет», что укрепление и усиление евреев под изнуряющим тяжестью рабством было не только физическим, но и духовным. Чем больше страданий преодолевали евреи, тем большей святости удостаивались их души.

Тора упоминает, что евреи вышли из Египта хамушим — вооруженными. Это же слово «хамушим» можно прочитать как число пятьдесят. Книга «Зогар» объясняет, что не единожды евреи исходили из Египта, в духовном смысле было пятьдесят Исходов! Евреи вышли из Египта, но Египет продолжал оставаться в них.

Потому каждый день после Исхода евреи продолжали подниматься на новую духовную высоту, очищая свои души от Египта, а в пятидесятый день удостоились получения Торы на горе Синай, услышав слова первой заповеди: «Я — Всевышний, который вывел вас из земли египетской…». Лишь приняв Тору, евреи удостоились выйти из Египта на только физически, но и духовно. «Важно было еврею выйти из Египта, — говорил ребе из Коцка, — но еще важнее, чтобы Египет вышел из еврея!»


Согласно объяснению многих еврейских мудрецов, поскольку человек состоит из двух противоположных «компонентов» — тела и духа, ему даны были два пути использования материальных вещей — материальный и духовный. Но, как известно, иудаизм строго регламентирует, какие способы воздействия возможны, а какие строго запрещены. Читать дальше

Кицур Шульхан Арух 166. Запрет гадания, астрологии и колдовства

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваэра

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Ваэра. Зачем создавать трудности, чтобы их преодолевать?

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованием отпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. В доказательство, что Моше действительно послан Б-гом, Всевышний велит ему явить фараону чудо: превратить свой посох в змея. Фараон отказывается выполнить требование Всевышнего. За этим следуют десять ударов по Египту, которые должны заставить фараона подчиниться требованию Б-га. О каждом из них Моше заранее предупреждает фараона. Каждый из них представляет собой чудо, совершаемое Моше и Аароном. В нашей главе говорится о семи из этих десяти ударов. Сначала вода во всем Египте превращена в кровь — это первая «египетская казнь». Затем землю Египта и жилища египтян заполняют лягушки. Третьей казнью стало нашествие вшей на людей и скот. После этого удара египетские маги признали в действиях Моше перст Б-га, но фараон остался непреклонен. Четвертой казнью было нашествие на Египет хищных зверей, пятой — мор среди домашнего скота, шестой — воспаление кожи, переходящее в язвы, у людей и у скота, седьмой — град, уничтоживший растительность, скот, не угнанный с пастбищ, и египтян, которые после предупреждения не сочли нужным укрыться в доме. Сказано, что после шестой казни Всевышний «ожесточил» сердце фараона, т.е. придал ему упорство. При всех семи казнях евреи находились в особом положении: для них вода осталась водой, лягушки, вши, мор скота и язвы их не беспокоили. Особо оговорено, что две казни: нашествие хищных зверей и град — не коснулись земли Гошен, где жила основная часть евреев, как будто между Гошеном и остальным Египтом стояла невидимая стена.