Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Коментарии Льва Кацина

«Сегодня больше евреев возвращаются в Россию, нежели репатриируются в Израиль, — понизив голос, сказал мне высокопоставленный чиновник Еврейского агентства во время состоявшейся недавно беседы в “Сохнуте”, в центре Иерусалима. — Хотя в 90-е годы из стран бывшего СССР в Израиль приехали более 1 миллиона человек, привлечь евреев из этого региона становится сложнее — в 2006 году репатриантов оказалось лишь 7600…».

А сколько же вернулось?

«Евреи возвращаются в Россию», — так называется статья Владимира Волошина в «Комсомольской Правде». «Хорошую тенденцию… обнародовали израильские статистики. По их данным, массовый исход евреев из России окончен. На Руси начался… их массовый “приход”. В РФ, оказывается, сегодня живут 50 тысяч (!) граждан Израиля. Из них 99 % — репатрианты, бежавшие в 90-х годах из России на Землю Обетованную, а теперь вернувшиеся».

«… Но ехать надо!» — когда-то говорили в Одессе, собираясь в страну, «текущую молоком и медом». То же самое говорят они сейчас в Израиле, все чаще возвращаясь, в том числе и на свою «доисторическую родину», — пишет Светлана Белоус из Тель-Авива в статье с выразительным заголовком «Евреи покидают Землю Обетованную» (журнал «Зеркало недели»).

Когда-то в среде московских отказников говорили, что каждый еврей на пути в Израиль проходит через свою «пустыню». Для одного пустыней становится невыносимо сложное положение в отказе, а для другого проживание в центре абсорбции в Израиле, когда этот новый репатриант пытается осмыслить, куда и почему он приехал. Человек мог физически перенестись в пространстве и выехать из СССР, духовно продолжая жить в том же самом СССР.

«Нет ничего нового под солнцем», — писал мудрый царь Соломон в своей книге «Экклезиаст». Духовные корни обсуждаемого явления можно найти в нашей недельной главе, повествующей о том, что во время Исхода евреев из Египта Всевышний почему-то не повел народ в Израиль кратчайшим путем.

«И было, когда Фараон отпустил народ, Всевышний не повел их по дороге земли Плиштим, ибо близка она; потому что Всевышний сказал: может быть, народ передумает при виде войны и возвратится в Египет. И кружил Всевышний народ дорогою пустынною к Ям Суфу (Красному морю). И вышли евреи вооруженными из земли Египетской» (Шмот 13:17—18).

Почему же не повел Всевышний евреев по «близкому пути»? «Потому что тем же путем удобно возвратиться в Египет», — поясняет Раши.

Первое слово нашей недельной главы вайеи — «и было» можно также прочитать на иврите как ой. Это слово, выражающее чувство боли на всех языках, было использовано мудрецами Талмуда для объяснения нашей недельной главы. «Кто сказал ой? — спрашивает Мидраш. — Это Всевышний сказал ой, увидев, что слишком рано выходят евреи из Египта».

Всевышний услышал мольбу евреев об освобождении, их просьбу о прекращении страданий и вывел их из Египта слишком рано. Евреи должны были извлечь из рабства важные уроки, необходимые для их будущей свободной жизни. Потому преждевременный Исход стал причиной их будущих изгнаний и порабощений.

Почему вообще евреи оказались в Египте? В самом начале книги Исхода Мидраш отвечает на этот вопрос словами: «Щадящий посох свой ненавидит сына своего» (Притчи Соломона 13:24). В египетском изгнании был свой смысл — лишь преодолев страдания рабства, евреи могли удостоиться дарования Торы.

«По мере того как изнуряли его (еврейский народ), он размножался и разрастался» (Шмот 1:12).

Ребе из Гур писал в своей книге «Сфат Эмет», что укрепление и усиление евреев под изнуряющим тяжестью рабством было не только физическим, но и духовным. Чем больше страданий преодолевали евреи, тем большей святости удостаивались их души.

Тора упоминает, что евреи вышли из Египта хамушим — вооруженными. Это же слово «хамушим» можно прочитать как число пятьдесят. Книга «Зогар» объясняет, что не единожды евреи исходили из Египта, в духовном смысле было пятьдесят Исходов! Евреи вышли из Египта, но Египет продолжал оставаться в них.

Потому каждый день после Исхода евреи продолжали подниматься на новую духовную высоту, очищая свои души от Египта, а в пятидесятый день удостоились получения Торы на горе Синай, услышав слова первой заповеди: «Я — Всевышний, который вывел вас из земли египетской…». Лишь приняв Тору, евреи удостоились выйти из Египта не только физически, но и духовно. «Важно было еврею выйти из Египта, — говорил ребе из Коцка, — но еще важнее, чтобы Египет вышел из еврея!»


Термин «галут» означает «изгнание», насильственную разлуку с прежним местом жительства. Таково единственное значение этого слова в ТаНаХе, в книге пророка Ирмияу Читать дальше

Пламя не спалит тебя. Еврейский народ в двухтысячелетнем галуте

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»

Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера

Наш наследный удел 18. Будущая карта Израиля, составленная по древним источникам

Давид Россоф,
из цикла «Наш наследный удел»

Пророк определяет границы и для каждого из двенадцати колен выделяет соответствующий участок земли. Он делит страну на тринадцать протянувшихся с запада на восток одинаковых полос шириной 85 км.

Мекка и Медина. Ислам и иудаизм

С. Бернфельд

Въезд в Медину, второй по святости город мусульман, запрещён как евреям, так и христианам

Послание в Йемен, или Врата Надежды. 1

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»

Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.