Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Временами нужно освещать душу, размышляя о единстве Всевышнего. Долго размышляя об этом, человек придет к истинной радости, и это - подлинная близость к Б-гу.

И еще одна [мысль] будет истинной радостью души, особенно когда в определенное время человек видит в душе своей необходимость очищения и освещения ее радостью сердца, тогда он углубится мыслью и представит себе воображением, разумом и пониманием своим истинное единство Его, благословенного, как Он наполняет все миры, верхние и нижние, и даже всю эту землю наполняет слава Его, благословенного, и все перед Ним как совершенно несуществующее[1], Он абсолютно один наверху и внизу, так же как был Он один до шести дней творения. И в этом пространстве, в котором сотворен этот мир, небеса и земля, и все воинства их, Он один наполняет это пространство, и сейчас Он также один, абсолютно без всякого изменения, ибо все творения перед Ним совершенно не имеют существования, как не имеют существования буквы речи и мысли в источнике и корне своем — в сути души и сущности ее, они же — десять ее категорий: Хохма [мудрость], Бина [понимание] и Даат [знание] и т. д., ибо до их поступенного нисхождения к одеянию мысли нет в них еще категории букв (как об этом говорится подробно в гл. 20 и 21, смотри там). И как приводится также s другом месте аналогия этому из-вещественного мира — отсутствие существования свечения и света солнца в источнике его, солнечном шаре, находящемся в небе. Ибо нет сомнения в том, что и там его свечение и свет светит и распространяется, и гораздо сильнее, чем его распространение и свет в мировом пространстве, но там он теряет существование, [так как находится] в своем источнике и как бы совершенно не существует.

Точно так же, как в этом сравнении, мир и все, что его наполняет, не существует по отношению к Источнику своему, свету — Эйн Соф [ — Всевышнего], благословен Он, и как о том говорится подробно в другом месте.

И если человек будет много и глубоко размышлять об этом, сердце его возрадуется, и возликует душа его, и возликует и воспоет он всем сердцем и душой неописуемо в этой вере, ибо она велика, ибо это — настоящая близость к Б-гу. И в этом — весь человек и цель его сотворения и сотворения всех миров, верхних и нижних, — быть жилищем Ему в нижних, как об этом подробно говорится далее[2].

И вот, [если представить себе], как велика радость простого, низкорожденного человека, ставшего близким к земному королю, гостящему у него и живущему с ним в его доме, тем более несравненно [велика она] при близости и пребывании [в нас] Короля королей, Всевышнего, как написано: «Кто тот, чье сердце побуждает приблизиться ко Мне, говорит Всевышний?»[3].

И потому [мудрецы] постановили, [что следует] воздавать хвалу и благодарение имени Его, благословенного, каждое утро и говорить: «Блаженны мы, как хороша доля наша… и как прекрасно наследие наше»[4], так же как человек веселится и радуется наследству, тому, что ему досталось большое богатство, для достижения которого он не трудился, так — и неизмеримо более того — мы должны радоваться нашему наследию, которое мы получили от наших праотцев, и это — [познание] единства истинного Б-га и [того, что] даже под землей нет ничего, кроме Него, и что это — Его жилище в нижних[5].

И сказали о том наши мудрецы[6]: «Шестьсот тринадцать заповедей даны Израилю. Пришел Хавакук и свел их к одной, как написано: “А праведник верой своей будет жить”[7]», — как будто есть лишь одна заповедь — и это только вера, ибо только верой человек достигает исполнения 613 заповедей, а именно — когда сердце его будет веселиться и радоваться вере в единого Б-га предельной радостью, как будто есть у него только эта заповедь, и она одна — цель его сотворения и сотворения всех миров, тогда душа его, полная силы и витальности, порожденной этой великой радостью, высоко вознесется над всеми преградами, препятствующими исполнению всех 613 заповедей, — как над внутренними, так и над внешними.

И об этом сказано: «Верой своей будет жить» — именно «будет жить», подобно воскресению из мертвых, оживет душа его этой великой радостью. И радость эта удваивается еще и еще, ибо, кроме радости разумной души от близости ко Всевышнему и Его пребывания с ней, возрадуется она вдвойне от радости Всевышнего и великого удовольствия, которае она доставляет Ему, благословенному, этой верой, благодаря которой на самом деле покоряется сторона «ситра ах-ра» и тьма обращается в свет, и это — тьма «клипот», которые [находятся] в этом вещественном мире и затемняют и заслоняют свет Его, благословенного, до скончания времен, как сказано: «Поставил Он тьме предел»[8] (это сказано о конце дней, когда [Всевышний] уничтожит дух нечистоты на земле, и раскроется слава Всевышнего, и увидит всякая плоть вкупе, как объясняется далее), а особенно в землях народов мира, воздух которых нечист и полон «клипот», и [властвует там] «ситра ахра». Нет для Него, благословенного, большего удовольствия, чем удовольствие и радость от преобладания света, происходящего именно от тьмы. И об этом написано: «Возрадуется Израиль в Создавшем его»[9], что значит — каждый, кто родился евреем, должен радоваться радостью Всевышнего, Который веселится и радуется жилищу Своему в нижних, представляющих собой непосредственно сферу вещественного мира Асия (мира Действия). Потому в оригинале «в Создавшем его» написано во множественном числе [осав]. Здесь имеется в виду этот вещественный мир, который полон «клипот» и «ситра ахра» и называется «владением многих» и «горами разделения»[10], силой же этой веры они обращаются в свет и становятся «владением одного» — единства Его, благословенного.

Примечания к главе тридцать третьей

[1] В связи с этим возникает вопрос, существует ли сотворенное. Ответ неоднозначен. Есть как бы два измерения, в которых следует рассматривать существование мира. Они называются на ячыке хасидизма «верхнее мнение» и «нижнее мнение». Если смотреть «со стороны Б-га», то ничто не существует, кроме Него («верхнее мнение»). Согласно «нижнему мнению», тому, как видят сотворенные, мир сущестнует, но не собственным существованием — существование его постоянно возобновляется, и мир — ничто по сравнению со своим Источником. Выше всех вершин, в сущности Б-га, оба эти мнения одинаково истинны. Все же в основании, в самом ядре своем, более истинно «верхнее мнение». На практике же следует к этому относиться так, как сказано в книге Тания, часть 1, в конце гл. 13 об истинности любви у средних и о «срединном запоре», объединяющем все ступени.

[2] В гл. 36.

[3] Ирмеягу, 30:21.

[4] Из молитв.

[5] Создать Всевышнему «жилище в нижних», то есть в нижнем физическом мире, — цель сотворения, чтобы творения познали, что «нет ничего, кроме Него» и целиком были Ему преданы.

[6] Макот, 24а.

[7] Хавакук, 2:4.

[8] Ийов, 28:3.

[9] Тегилим, 149:2. В этой фразе двойной смысл: радость снизу и радость сверху. Возрадуется Израиль во Всевышнем (радость снизу), Который радуется его, Израиля, делам (радость сверху), тому, что Израиль, хотя он также часть мира Действия, вещественного мира Асия, создает Ему «жилище в нижних», покоряя зло и обращая его в добро.

[10] Сотворенный мир множественен, и у каждого творения свой Создатель — Всевышний. Потому слово беосав («в Создавшем его») написано во множественном числе. (Из объяснений последнего Любавичского Ребе.)


9 Ава были разрушены и Первый, и Второй Иерусалимские Храмы. Эта дата стала наиболее трагическим днем в еврейском календаре. О значении, которое играл Храм, и о самой трагедии разрушения Храма — в данной теме. Читать дальше

История еврейского народа 33. Разрушение Храма

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

9 Ава римляне поджигают Иерусалимский Храм.

Святость Храма и Стены Плача. Законы скорби о разрушении Храма

Толдот Йешурун

В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре

Пост Десятого Тевета

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Хотя пост 10 Тевета и установлен в знак скорби, охватившей Израиль после разрушения Храма, в память о мучениях, перенесенных его сынами в изгнании, скорбь не может стать главным содержанием этого дня.

Cмысл изгнаний

Рав Берл Набутовский

Всевышний рассеял евреев по миру. Мудрецы Израиля позволили поддержать дух в теле народа.