Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Когда единственной радостью человека будет радость, связанная с Б-жественной душой, он сможет и любить ближнего, исходя из мысли о Б-жественной душе и о добре, скрытом в каждом человеке.

И осуществление всего вышесказанного — презрение и отвращение к телу[1] и радость, связанная только с душой, — путь прямой и легкий для того, чтобы прийти к исполнению заповеди «Люби ближнего своего, как самого себя»[2], [доступный] каждой еврейской душе, как великой, так и малой.

А достигнув презрения и отвращения к телу, кто постигнет вполне[3] величие и достоинство души и духа[4], корень и источник которых в Б-ге жизни! Все они равны, и у всех один Отец, поэтому все евреи названы братьями в полном смысле слова, так как души их коренятся в едином Б-ге и только тела разделены. И потому у тех людей, для которых телесное — основное, а духовное — второстепенное, не может быть истинных любви и братства, у них может быть любовь, лишь пока есть то, чем она обусловлена.

Именно это имел в виду Гилель Газакен, сказав об исполнении этой заповеди: «В этом — вся Тора, а все остальное — лишь комментарий и т. д.»[5]. Ибо основа и корень.всей Торы в том, чтобы поднять и возвысить душу намного выше тела, [так, чтобы поднять ее] до святости и корня всех миров, а также чтобы привлечь свет — Эйн Соф [ — Всевышнего], благословен Он, к Собранию Израиля, как говорится далее[6], то есть — к источнику душ всех евреев, чтобы он стал «единым в Едином»[7]. Но это невозможно, если есть разделение между душами, да сохранит Всевышний, ибо Всевышний, благословен Он, не пребывает в несовершенном, как сказано в молитве: «Благослови нас, Отец наш, всех как единого в свете лика Твоего»[8] и как о том же подробно говорится в другом месте.

А что касается сказанного в Гмаре[9], что тот, кто видит, как товарищ его грешит, должен его возненавидеть и учителю своему должен сказать, чтобы и он его возненавидел, то там имеется в виду товарищ, который вместе с ним изучает Тору и [исполняет] заповеди и по отношению к которому он уже исполнил заповедь «Увещевай товарища своего»[10], то есть того, кто вместе с тобой[11] изучает Тору и [исполняет] заповеди, и все же тот не отвратился от своих грехов, как написано в книге «Харейпим». В том же — случае, когда другой ему не товарищ по учебе и не родственник, [он должен относиться к нему так, как] сказал Гилель f а-закен: «Будь учеником Аг арона, любящим мир… любящим сотворенных и привлекающим их к Торе»[12]. И значит, даже людей, далеких от Торы Всевышнего и от служения Ему, называемых потому просто «сотворенными», нужно привлекать крепкими узами любви, и все это в надежде, что удастся приблизить их к Торе и к служению Всевышнему. И даже если нет, [тот, кто так поступает], не теряет своего вознаграждения за исполнение заповеди о любви к ближним.

И то же в отношении родственников, которых он пытался увещевать и которые не отвратились от своих грехов, их предписывается ненавидеть, но их следует также и любить. И оба [эти чувства] истинны, ненависть ко злу, которая в них[13], и любовь к доброму началу, в них скрытому[14], — к Б-жественной искре в них, оживляющей их Б-жественную душу. Нужно также побуждать сердце к состраданию [по отношению к их Б-жественной душе], ибо она находится в изгнании, [погруженная] во зло стороны «ситра ахра», которое у грешников одерживает верх над ней [Б-жественной душой]. И сострадание уничтожает ненависть и пробуждает любовь, как известно из сказанного о Яакове, искупившем Аврагама[15]. (А что касается царя Давида, мир ему, сказавшего: «Всей душой я их возненавидел и т. д.»[16], то он имел в виду еретиков и безбожников, не имеющих доли в Б-ге Израиля[17], как сказано в Гмаре, в трактате Шабат, начало гл. 16.)

К главе тридцать второй

[1] Здесь под словом «тело» подразумевается также и душа, оживляющая тело и связанная с удовлетворением телесных потребностей, — животная душа человека.

[2] Ваикра, 19:18.

[3] Человек может казаться ничтожным, но в корне и источнике своем душа его велика. Это основание для того, чтобы любить любого еврея.

[4] Имеются в виду ступени Б-жественной души: нефеш — ступень, связанная с действием, и руах — ступень, связанная с чувством и с сердцем.

[5] Шабат, 31а. Однажды пришел нееврей и сказал: «Введи меня в еврейскую веру, объяснив всю Тору, пока я стою на одной ноге». И он ввел его в еврейство, сказал ему: «То, чего ты не любишь, не делай другим. В этом — вся Тора, а все остальное — лишь комментарий. Иди и изучай».

[6] В гл. 41.

[7] Зогар, часть 2, стр. 135а.

[8] Из молитвы «Амида» («Шмонэ-эсрэ»).

[9] Швуот, ЗОа.

[10] Ваикра, 19:17.

[11] Слово амитеха («товарища своего») истолковывается как им итха — «вместе с тобой».

[12] Авот, 1:12.

[13] Однако если человек невежественный, нельзя его ненавидеть из-за того, что в нем есть дурные стороны.

[14] Даже в абсолютном грешнике есть скрытое добро, как говорилось в гл. 18 и 19.

[15] Йешаягу, 29:22. Аврагам — категория Хесед (любовь, близость к Б-гу), а Яаков — категория Рахамим (сострадание, милосердие). Когда Хесед не в состоянии проявиться, Рахамим, свойство Яакова, может способствовать ее раскрытию, «искупить».

[16] Тегилим, 139:22.

[17] Царь Давид был одновременно и судьей, поэтому он мог так выразиться. Что же касается всех остальных людей — если человек видит в другом качества, судя по которым кажется ему, что он из тех, кто «не имеет доли в Б-ге Израиля», — следует учесть, что лишь Всевышнему известны мысли людей и преднамеренность их действий. Возможно, что в их мыслях и намерениях есть нечто, в связи с чем они не относятся к подобной категории. (Из бесед последнего Любавичского Peбе)


Эта глава начинается с заповеди жертвовать половину шекеля. Примечательно,что эту главу часто читают перед Пуримом, и как раз перед Пуримом и выполняется данная заповедь. Другая половина главы посвящена описанию греха золотого тельца и тому Великому прощению, которое оказал нам Творец. Читать дальше

Недельная глава Ки Тиса

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

«Ки тиса» («Когда будешь вести счет»). ДОЛГО ЛИ УСИДИШЬ НА ДВУХ СТУЛЬЯХ?

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний предписывает Моше определить число сынов Израиля («Когда будешь вести счет…») с помощью полушекеля, который внесет каждый из них на строительство Мишкана (переносного Храма). В такой форме евреям была дана заповедь приносить пожертвование на нужды Храма размером в полушекель. С этого приношения началось строительство Мишкана. В отсутствие Моше (он, как вы помните, сорок дней и ночей находился на горе Синай) евреи изготовили золотого тельца, поклонились ему и принесли жертвы. Моше спускается с горы с двумя скрижалями, видит это и разбивает скрижали. Сорок дней молится Моше, чтобы евреи не были истреблены в пустыне за этот грех. Б-г прощает евреев. Афтара к главе «Ки тиса» – отрывок из первой Книги царей (Млахим I, 18:1-39). (Напоминаем: афтара – отрывок из Пророков, который читают в синагоге по субботам после чтения недельной главы.) Этот отрывок рассказывает о временах царя Ахава, правившего северным – Израильским – царством, где проживали десять колен Израиля (два колена населяли южное царство – Иудею; раскол единого царства произошел после смерти царя Шломо). Ахав и его подданные поклонялись идолам, нарушая этим вторую из Десяти заповедей, запрещающую поклонение любым божествам, кроме Единого Б-га. Тема афтары связана с темой поклонения золотому тельцу в недельной главе.

Ки Тиса. вопросы и ответы

Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»

Вопросы и ответы по недельной главе

Золотой телец

Рав Шимшон Рефаэль Гирш

Почему Аарон выбрал фигуру тельца?