Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Истоки»

«Жаждущий жизни». Книга, написанная раби Исраэлем Меиром Акоэном (1838—1933), крупнейшим еврейским авторитетом современности. По названию этой книги, изданной анонимно, стали называть и ее автора — Хафец-Хаим.

Книга посвящена законам, запрещающим злословие (лашон ара), сплетни (рехилут) и клевету (шекер). Указывается, что нарушение любого из этих запретов является по существу нарушением очень многих важных запретов Торы.

В начале первой части книги приведены запреты на лашон ара. Затем рассматриваются те, кто злословят, и те, кто это злословие слушают. Вторая часть посвящена сплетням и сплетникам. Построена она аналогично первой части: что понимается под сплетнями; о тех, кто разносят сплетни; о тех, кто их слушают. В конце приведены случаи, когда не запрещено высказываться о других людях без боязни их опорочить (например, можете ли вы дать совет другу не сотрудничать с конкретным человеком, который нарушил свое слово в сделке с вами?).

Приведем определение понятия лашон ара по Хафец-Хаиму. Злословие бывает двух видов:1) порочащее честь человека; 2) приводящее к телесному или материальному ущербу человека или даже создающее ему затруднения и неудобства.

Автор подчеркивает, что, согласно Торе, плохой язык подвергает опасности сразу три души: того, кто злословит или оговаривает; того, кто слушает; и того, о ком идет разговор. Написано (Ваикра 19:16): «Не ходи сплетником в своем народе; не будь равнодушным к крови своего ближнего». Соседство двух запретов в одном стихе учит нас, что сплетня приравнивается Торой к проливанию крови.

БлОготворительность рава Реувена Пятигорского