Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Англия и евреи

В последнюю тысячу лет история евреев часто пересекалась с историей Англии, особенно в последнее время, после того, как Англия стала частью ведущей мировой империи — Великобритании.

Оглавление

Евреи в Англии до XII-го века [↑]

Надо полагать, что евреи поселились на Британских островах еще при римском владычестве, но подтвержденное документами заселение евреев на английских землях произошло после победы под Стингсом в 4826 (1066 н.э.) году, когда Вильгельм-Завоеватель утвердил в Англии правление норманнов.

Во время Первого и Второго крестовых походов в Англии евреев не преследовали так сурово, как это происходило в Германии или Франции, поэтому многие евреи переселились туда.

Король Генри I предоставил евреям автономию и защиту, так как они служили ему источником гарантированного дохода. Налоги с евреев взимали по любому поводу и в любое время. В общественной жизни они пользовались относительной свободой и сами управляли делами общины.

По законам католической церкви, христиане не могли одалживать единоверцам деньги под проценты, поэтому знать и короли пользовались услугами евреев-ростовщиков. Чтобы иметь возможность выплачивать налоги, евреи были вынуждены давать деньги в долг под высокий процент, но большую часть их дохода король присваивал себе. Простые англичане, не понимая сути происходящего, ненавидели евреев за эти неимоверные проценты. Ненависть к евреям поддерживалась и католическими священниками.

Причины покровительства короля евреям со стороны были непонятны, и летописцы того времени с ужасом рассказывают о покровительстве короля «иностранцам и иноверцам, которые накопляют большие богатства и в состоянии строить дома из камня», материала, из которого в те времена строились только дворцы. Без сомнения, евреи делали это в целях самозащиты от нападений, которым они подвергались во времена крестовых походов.

Еврейские мудрецы Англии в XII-м веке [↑]

Выдающийся комментатор Писания, философ, астроном, поэт и исследователь языка Торы Раби Авраам Ибн Эзра, покинув Испанию, отправился в долгое путешествие. Побывал он в том числе и в Англии, где столкнулся с общиной евреев, оторванных от традиции: например, многие из них были убеждены, что еврейский Шабат начинается не с вечера, а с утра — так же, как и праздничные дни неевреев. Специально для этой общины в 1159-м году н.э. Ибн Эзра написал свое знаменитое исследование «Игерет шабат», в котором разъясняется, почему еврейские сутки начинаются с вечера.

Известный комментатор Талмуда, ученик рабейну Тама, раби Яаков из Орланша (Орлеана), спасаясь от французских погромов, переехал в Англию вместе со своим ближайшим учеником раби Йом-Товом бар Ицхаком и стал там авторитетным законоучителем. Раби Яаков написал комментарии к большинству трактатов Вавилонского Талмуда: в классическую редакцию Тосафот, которая печатается рядом с основным текстом Талмуда, включено особенно много фрагментов из его комментариев к трактатам Песахим, Зевахим и Менахот. Он составил также комментарий на Пятикнижие, уделив в нем особое внимание гиматриям.

Со временем ненависть черни и зависть священников стали представлять серьезную угрозу еврейской общине. Во время коронования короля-Ричарда I (Львиное Сердце) в 4949 (1189 н.э.) крестоносцы, готовившиеся к Третьему крестовому походу, устроили погром. В числе убитых был раби Яаков из Орлеана.

На этот самый крестовый поход против Салах-Ад-Дина, правителя Египта, захватившего почти всю Землю Израиля и Иерусалим, евреи должны были пожертвовать четверть своего имущества, тогда как от христиан требовалась лишь десятина!

Погромы перекинулись на другие города. Узнав об этом, король Ричард велел наказать убийц, но, когда он вскоре ушел в крестовый поход, погромы возобновились.

В следующем году ужасная участь постигла евреев города Йорка, общину которого возглавлял в то время раби Йом-Тов бар Ицхак. Спасаясь от погромщиков, евреи Йорка заперлись в башне городской крепости. Крестоносцы обнаружили их там и потребовали принять христианство. Раби Йом-Тов и все остальные евреи города оборонялись шесть дней, а после трагически погибли, освятив Имя Б-га. Это случилось накануне праздника Песах4950 (1190) года.

Раби Йом-Тов бар Ицхак был автором большого количества комментариев к Талмуду, включенных в классическую редакцию Тосафот. Некоторые из его пиютов (религиозных гимнов) и слихот (элегий) вошли в состав литургии, в том числе и знаменитая элегия Салахти (Я простил), которая исполняется в вечерней молитве в Йом Кипур.

В этот период в Англии процветала целая школа еврейских грамматиков. Самое известное из еврейской средневековой литературы этого период — это сборник басен «Мишлей Шуалим», автором которой является Берехья бен-Натронай Креспия а-Накдан.

Изгнание евреев из Англии [↑]

В XIII-м веке еврейская мысль в Англии идет на спад. Можно упомянуть рава Моше из Лондона, рава Берехию из Николя, рава Аарона из Кентербери и рава Элияу из Лондона. Кроме того, известен также автор книги о ритуалах «Эц Хаим» рав Яаков бен Йеуда из Лондона и рав Меир из Норвича. Они по большей части были выходцами из Франции, писали по-французски и не оказали серьезного духовного влияния ни в своем, ни в следующих поколениях.

Когда к власти в Англии пришел король Джон, он заключил в тюрьму всех евреев и освобождал их только за большие деньги. От одного богатого еврея он потребовал такую огромную сумму, что тот ужаснулся и отказался выполнить требование. Тогда король-садист приказал удалять ему зуб за зубом до тех пор, пока несчастный не отдал все, что у него было.

Генри III еще более ужесточил положение евреев. Для него евреи были удобным источником дохода, поэтому он пригласил французских евреев поселиться в Англии. Вскоре король запретил евреям оставлять Англию и, чтобы выжать из них крупные суммы денег, спровоцировал кровавый навет, присудив еврейскую общину к уплате большого штрафа. Используя навет, он казнил многих евреев, конфисковал их имущество, а оставшиеся в живых отдали последнее, что имели.

Уже два раза: в 1254-м и 1255-м годах — евреи умоляли короля разрешить им оставить королевство, пока у них еще не отняли последний грош. Отказ Генриха доказал их полную зависимость от него.

Следующий король, Эдуард I, вступив на престол, к существовавшим антиеврейским законам добавил новые, ограничивающие места проживания евреев. Он также приказал нашить на одежду отличительный знак «позора» (шерстяную белую полосу на груди размером два на четыре пальца) и запретил ссужать деньги под проценты.

В дни правления Эдуарда стали попадаться усеченные золотые и серебряные монеты. Король обвинил евреев в опиливании монет. По ложному обвинению около 300 человек было казнено. В 5047 (1287 н.э.) году он повторил опыт короля Джона, заключив евреев в тюрьму, а освободил только тогда, когда евреи уплатили огромный выкуп.

Против евреев начало расти раздражение пап, так как ритуалы иудейства стали все более привлекать симпатии христиан. Английская церковь подтвердила все старые канонические постановления против евреев, запрещающие им состоять на государственной службе, держать христианскую прислугу и показываться на улице во время праздника Пасхи, а христианам пользоваться услугами еврейских врачей. Кроме того, евреи были лишены права строить новые синагоги. Положение евреев сделалось совершенно невыносимым. Было понятно, что дальше так продолжаться не может.

Сначала Эдуард выгнал евреев из подвластной ему Гаскони, а потом приказал шерифам всех графств принять меры к тому, чтобы к 1-му ноября 1290-го года в Англии не осталось ни одного еврея.

После всех страданий и бедствий, которые евреи претерпели в Англии, изгнание уже не казалось им столь страшным. Девятого ава5050 (1290 н.э.) года около 16 тысяч евреев было изгнано из Англии.

Только одной десятой части удалось добраться до Фландрии: многие погибли в море. На пути изгнанников грабили капитаны судов. Те, кто спаслись, нашли временное убежище во Франции.

Только через 400 лет евреи вернулись в Англию. Так что Шекспир, описывающий еврея Шейлока в известной пьесе «Венецианский купец», не мог видеть никаких евреев, потому что к моменту написания пьесы их уже не было в Англии триста лет, а сам Шекспир никогда не покидал Англию! Первое издание этой пьесы вышло в 1600 году под заголовком «Превосходнейшая история о венецианском купце. С чрезвычайной жестокостью еврея Шейлока по отношению к сказанному купцу, у которого он хотел вырезать ровно фунт мяса…» О содержании можно догадаться, не читая.

Раби Менаше бар Йосеф Бен-Исраэль [↑]

Среди анусим (принуждаемыных к смене веры) второго поколения известен раби Менаше бен Исраэль. Последние годы жизни раби Менаше посвятил борьбе за право евреев вновь поселиться в Англии. В скором возвращении на британские острова раби Менаше видел осуществление древних пророчеств. В своей книге Микве Исраэль («Собрание Израиля») он писал: «Еще до геулы свершится сказанное в Торе: И рассеет тебя Б-г от края земли и до края земли (Дварим 28:64) — и попадут сыновья Израиля в своих скитаниях на “край земли”, в Англию».

Эту книгу раби Менаше перевел на латынь и отправил в дар парламенту Англии, чтобы привлечь его внимание к проблеме. А в 5415 (1655 н.э.) году раби Менаше сам прибыл в Англию и вступил в переговоры с парламентом, а также с лордом-протектором Оливером Кромвелем, с которым он и прежде состоял в ученой переписке. Выступая перед англичанами, он убеждал их, что 400-летней давности изгнание было несправедливым, что возврат евреев не только исправит допущенную ошибку, но и принесет экономическую пользу Англии. Кромвель возглавлял партию пуритан, боровшихся против католицизма. Поскольку многие пуритане с уважением относились к ТаНаХу, они — хоть и не сразу — но прислушались к раби Менаше.

Уже в следующем году марраны (потомки насильственно крещенных евреев Испании), прибывшие в Англию по торговым делам, открыто вернулись в еврейство и получили разрешение на проведение своих богослужений.

А еще через пять лет — уже после смерти раби Менаше — евреи получили право свободно селиться на британских островах. Карл II, сын казненного Кромвелем Карла I, некоторое время живший в изгнании в Амстердаме, получил помощь от амстердамских евреев. В благодарность он обещал отменить постановление об изгнании, что и сделал, взойдя на английский престол в 5420 (1660 н.э.) году, когда разрешил евреям селиться на английской земле.

Первым хахамом (раввином) новой общины в 5424 (1664 н.э.) году стал соратник раби Менаше, раби Яаков Саспортас.

Евреи Англии в XVIII — начале XIX-го века [↑]

В XVIII-м веке в Англию из Польши приезжает выдающийся кабалист Раби Шмуэль-Яаков-Хаим Фальк. У себя на родине он занимался практической кабалой, и польские власти приговорили его в качестве «колдуна» к сожжению на костре. Ему удалось спастись, но пришлось оставить родные места.

В Англии раби Шмуэль-Яаков-Хаим исцелял больных и избавлял попавших в беду с помощью камей (кабалистических амулетов), на которых он писал сокровенное Имя Б-га. К нему обращались за помощью не только евреи, но и иноверцы. Его искусство целителя принесло ему почетный титул Бааль Шем («Владеющий Именем»), а англичане называли его «доктор Фальк».

В 1753-м году в Англии был принят закон о натурализации евреев, и одним из обязательных пунктов было, конечно же, крещение. Крупный еврейский банкир того времени (и одновременно глава общины) Шимшон Гедеон решил крестить своих детей, и его примеру последовали многие другие видные семьи сефардских евреев. Англиканские миссионеры, увидев слабину евреев, стали организовывать общества распространения христианства среди евреев, и в какой-то мере достигли успеха.

Ассимиляция евреев и переход к реформистскому иудаизму совершенно ослабил еврейские общины в Англии в этот период. Рав Соломон Хиршель, главный раввин Великобритании в 1802-1842 годах, запомнился тем, что безуспешно боролся с реформистами, накладывая «херем» на глав их общин.

Моше (Мозес) Монтефиоре [↑]

Моше Монтефиоре был одним из ведущих финансистов и биржевых брокеров Лондона. К сорока годам он приобрел большой капитал и отстранился от дел, посвятив свою жизнь служению еврейскому народу.

Монтефиоре был великим защитником своего народа и верным евреем, соблюдающим традицию, почитал крупных раввинов и подчинялся их решениям.

Впервые он вызвал благодарность еврейского мира в 1840 году, возглавив выступление евреев в защиту жертв кровавого навета в Дамаске. В феврале того года там убили священника-капуцина и его слугу. Местная Церковь обвинила в этом евреев, уверяя, что они хотели взять их кровь для празднования Песаха. Несколько евреев, подвергнутых варварским мучениям, «признались» в преступлении и указали на других. Французский консул в Дамаске поддержал обвинение. Но Монтефиоре, который был в дружеских отношениях с королевой Викторией и лордом Палмерстоном, удалось освободить еврейских пленников из Дамаска и даже получить указ султана о запрете кровавых наветов против евреев, проживающих в его империи. Потрясающий успех прославил его и вызвал всеобщее признание еврейского мира.

Монтефиоре ездил по миру, добиваясь справедливости для своего народа. Его поездки в пятидесятых годах девятнадцатого века в Россию, а затем на Святую Землю стали легендарными. Он впервые приобрел для евреев земли вне стен Старого Иерусалима, начав тем самым процесс колонизации и восстановления еврейского суверенитета в Палестине.

Евреи Англии в конце XIX-начале XX вв. [↑]

В конце XIX-го века Англия была вторым, после Америки, прибежищем для евреев, эмигрирующих из Польши, России и Румынии. Но благоприятные условия, в которых находились евреи, не вызвали проявления еврейского гения. Английские евреи не дали ничего существенного ни в раввинской науке, ни в алахе, ни в толковании.

В 5676 (1916 н.э.) году рав Кук, один из руководителей и идеологов движения религиозного сионизма «Мизрахи», получил приглашение возглавить ортодоксальную еврейскую общину Лондона, основанную эмигрантами из России и Польши. Приняв это предложение, он оставил за собой право при первой же возможности возвратиться в Землю Израиля. Подписывая письма, отправляемые из Лондона, он указывал свою должность так: «Глава раввинского суда г. Яффы и прилегающих поселений, временно — в Лондоне».

Во время Первой мировой войны около 50000 евреев служили в рядах Британской Армии, и пятая часть погибла.

Британский мандат над Палестиной [↑]

Годы Первой мировой войны можно назвать годами двустороннего влияния между Англией и евреями. С одной стороны, Англия обогатилась огромным количеством евреев-беженцев из Польши и России, создавшим в Британских городах еврейские общины. С другой стороны — территория Эрец Исраэль (Палестины) была занята Великобританией, положившей конец господству Оттоманской империи.

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия управляла делами в стране вплоть до провозглашения государства Израиль в 1948-м году.

В основу действия Британского Мандата были положены дух и принципы декларации Бальфура (заявление английского правительства, министром иностранных дел которого в 1916-1919 гг. являлся Артур Джемс Бальфур). Декларация была принята в ноябре 1917 года и провозглашала право еврейского народа на создание в Палестине национального государства.

Однако, арабское население, проживавшее в Палестине и в соседних странах, яростно сопротивлялось претворению декларации Бальфура в жизнь. На каждое новое еврейское поселение совершались нападения, провоцировались кровавые беспорядки в Иерусалиме, Хевроне, Цфате, Тверии.

Великобритания в итоге уступила арабскому давлению. В 1939-м году, несмотря на прямую угрозу евреям со стороны нацистов, издала так называемую «Белую книгу» — свод законов, ограничивающих право евреев на иммиграцию в Эрец Исраэль и на покупку земли в ней.

Такие условия оказались совершенно неприемлемыми для еврейского сообщества, и возникла нелегальная иммиграция — «Алия Бет». Под покровом ночи суда с сотнями беженцев на борту причаливали к берегам Эрец Исраэль. В результате, за тридцать лет Британского мандата население Израиля увеличилось с 56 до 600 тысяч человек.

В период Британского мандата возникло три движения, направленных на защиту интересов еврейского населения: Агана (включающая в себя и Пальмах), Эцель и Лехи. Британские власти всеми доступными методами боролись с подпольным сопротивлением: обысками, конфискацией оружия, ссылкой и смертными приговорами.

Рав Элияу Деслер [↑]

Раби Элияу Деслер (полное имя — рав Элияу Элиэзер бар Реувен-Дов Деслер, годы жизни: 5651-5714 гг. /1891-1954 гг. н.э.) — выдающийся мыслитель и педагог, один из духовных лидеров этического движения Мусар. Он заложил тот фундамент, на котором выросли последующие поколения английских евреев Англии. Рав Деслер родился в белорусском городе Гомеле. Во время Первой мировой войны ему пришлось покинуть Белоруссию, и, после нескольких переездов, в 1927 году он поселился в Англии, в маленькой еврейской общине Гейтсхеда (рабочего предместья большого города Ньюкасла в Северной Англии). В той общине жили евреи, строго соблюдающие законы и любящие Тору, что было редкостью для Англии того времени. Во главе общины стоял раби Нафтали Акоэн Шековицкий — ученик Хафец Хаима.

Во время Второй мировой войны рав Деслер стремился изо всех сил возродить еврейскую жизнь в Англии, куда приехали беженцы из Европы, полыхавшей огнем Катастрофы. Рав Деслер преуспел в этом, возглавляя колель (ешиву для женатых мужчин — аврехим), в котором учились талантливые ученики. Их количество росло, а вскоре после открытия колеля в Гейтсхеде, рав Деслер стал давать уроки в Лондоне и Манчестере.

Очень немногие из евреев Англии понимали тогда, что такое «студент ешивы», а понятие «колель» им было и вовсе чуждым. Требовалась большая разъяснительная работа, чтобы укоренить в стране эту идею. Рав Деслер отдавал этой работе всю свою душу и все свое время.

Деятельность колеля немедленно сказалась на развитии ешивы Гейтсхеда, основанной за несколько лет до этого равом Давидом Драйяном: за короткое время число учащихся в ней возросло в несколько раз и достигло 300 человек. Из колеля вышли также руководители ешивы: ее глава (рош ешива) и духовный наставник (машгиах). Благотворное влияние колеля сказывалось и в других городах: его воспитанники основали новую ешиву в Сандерленде, интернат (среднюю школу и группы подготовки к ешиве) в Манчестере, заведение «Тора и ремесло» в Лондоне (для ешиботников, изучающих ремёсла). Лучшие свои силы колель посылал в ешивы и религиозные суды Англии и других стран.

Основанная равом Деслером семинария для подготовки учительниц впоследствии приобрела мировую известность.

Обширная переписка рава Деслера и записи его лекций послужили основой для книги Михтав миЭлияу («Послание от Элияу»), и до сих пор является одной из наиболее читаемых и цитируемых современных книг мусара.

В 1948 году рав Деслер переехал в Землю Израиля и стал духовным руководителем ешивы Поневеж, основанной в Бней-Браке. Одновременно рав продолжал руководить еврейской жизнью Англии, регулярно посещая своих учеников, остававшихся там.

Рав Сегаль [↑]

Раби Йеуду-Зеева бар Моше-Ицхака Сегаля (годы жизни: 5670-5753 /1910-1993/ гг.) неспроста прозвали «отцом ешив» послевоенной Европы.

Рав Сегаль родился в Лондоне и изучал Тору под руководством отца, который был учеником одного из зачинателей движения Мусар р. Йосефа-Юзла Горовица. После смерти отца р. Йеуда-Зеев сменил его во главе манчестерской ешивы.

Рав Сегаль основал при ешиве колель для женатых знатоков Торы, а также начальную школу и подготовительное отделение для абитуриентов. Благодаря его деятельности, Манчестер стал крупнейшим в Англии центром изучения Торы.

Раби Сегаль выступал с лекциями и этическими беседами во многих городах Европы и США и способствовал созданию новых центров талмудических исследований. В последние годы жизни к нему приезжали за советом и духовным руководством евреи со всех концов мира.

Еврейские общины Англии сегодня [↑]

В настоящее время по всей Англии действуют религиозные общины — как традиционные, так и реформистские и «консервативные». Ортодоксальные общины сосредоточены, в основном, вокруг Лондона и Манчестера, а также в Бирмингеме и Гейтсхеде.

В Лондоне базируется основанная в 1926-м году с миссией защитить традиционный иудаизм организация «The Union of Orthodox Hebrew Congregations» (объединенный союз ортодоксальных еврейских организаций), известная как OU. Она объединяет все ортодоксальные общины Лондона и насчитывает более 6000 членов и более сотни синагог и учебных заведений.

Лондонский район Стамфорд Хилл является домом для самой большой хасидской конгрегации в Европе. Большая часть населения этого района — сатмарские и бельзские хасиды. Также в Стамфорде поселились «аденские» евреи, бежавшие из йеменской провинции Аден в 60-е годы XX-го века.

Большую роль в жизни лондонских евреев играет рав Авраам Пинтер, который защищает политические интересы ортодоксальной общины и имеет большое влияние в Британии.

Знаменитая ешива «Эц Хаим» в Лондонском еврейском районе «Голдерз Грин» была открыта ещё в 1900-м году. Её главой в 1926-1950 годах был рав Элияу Лупян, выдающийся педагог, один из духовных лидеров движения «Мусар», автор знаменитой книги «Лев Элияу».

Основанная в XIX-м веке, община Гейтсхеда и в XXI-м веке процветает. Рав Авраам Гурвиц является главой Талмудической Ешивы Гейтсхеда и уже полвека дает «самый большой шиур (урок)» в Европе, это значит, что группа его слушателей — самая многочисленная: 250 человек.

Преподаватель ешивы Гейтсхеда Рав Элияу Фальк является автором множества алахических трудов, особенно на темы законов скромности.

В отличие от многих других европейских еврейских общин, в Англии количество евреев растет, а не уменьшается, и составляет всё больший процент в Британском обществе. Ведь если в средней английской семье рождается два ребенка, то в средней ортодоксальной еврейской семье — шесть. А хасидские семьи, проживающие в предместьях Лондона, не имеют тенденции ни ассимилироваться, ни переезжать в Землю Израиля.

Выводить материалы