Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Ешива, Рав Александр Кац, Англия
Раби Йеуда-Зеев бар Моше-Ицхак Сегаль (5670-5753 /1910-1993/ гг.) — руководитель ешивы в г. Манчестере, прозванный «отцом ешив» послевоенной Европы.
Родился в Лондоне. Его отец был учеником одного из зачинателей движения Мусар р. Йосефа-Юзла Горовица (Саба из Новардока; см.).
В возрасте девяти лет он попал под автомобиль — и длительное время находился между жизнью и смертью. Врачам удалось спасти его. Поправившись, мальчик пришел к выводу, что трагедия произошла не случайно: таким «наглядным» путем Всевышний продемонстрировал ему эфемерность человеческой жизни, которая может оборваться в любое мгновение. С этого времени мальчик отказался от большинства преходящих жизненных удовольствий и поклялся посвятить всю свою жизнь достижению духовного совершенства (R. Dovid Silber Noble lives 2, p.150).
Изучал Тору под руководством отца, возглавлявшего ешиву в г. Манчестере. Позднее родители направили его для продолжения образования в ешиву г. Мира, вошедшего по итогам первой мировой войны в состав Польши.
После смерти отца р. Йеуда-Зеев сменил его во главе манчестерской ешивы.
Молодой рош-ешива был очень близок к таким мудрецам старшего поколения, как глава центрального раввинского суда Великобритании р. Йехезкель Абрамский (Хазон Йехезкель; см.) и глава раввинского суда Манчестера р. Ицхак-Яаков Вайс (см.), — на протяжении многих лет они оказывали ему необходимую поддержку и помощь (там же).
В 5724 /1964/ году р. Сегаль основал при ешиве колель для семейных знатоков Торы, а также начальную школу и подготовительное отделение для абитуриентов. Благодаря его деятельности, Манчестер стал крупнейшим в Англии центром изучения Торы.
Р. Сегаль выступал с лекциями и этическими беседами во многих городах Европы и США. Его слова, высказанные от чистого сердца, доходили прямо до сердец слушателей — под его влиянием многие молодые люди пересмотрели свои жизненные планы и посвятили себя серьезному изучению Торы. В ряде европейских государств он способствовал созданию новых центров талмудических исследований, и за ним закрепился почетный титул «отца ешив» (там же p.151).
В последние годы жизни к нему приезжали за советом и духовным руководством евреи со всех концов мира.
Р. Йеуда-Зеев Сегаль умер двадцать второго швата 5753 /1993/ года.
Публикуется с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.
Рав Носон Шерман
Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.
Рав Пинхас Шайнберг
Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Обычай мудрецов • Время исполнения заповеди • До захода солнца • Вечерняя молитва в синагоге • Ночь, освящающая праздник • Белые одежды, надеваемые к Седеру • Зажигание свечей • Порядок пасхальной ночи • Заповеди пасхальной ночи в наше время • Правила проведения Седера • Краткое изложение Седера
Редакция Толдот
Редакция Толдот
Рассказ о Выходе из Египта в вечер Песаха является повелительной заповедью Торы. Представляем вам перевод Пасхальной Агады на русский язык.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Символы и знаки для обозначения частей пасхального Седера
Рав Бенцион Зильбер
Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Тиква Серветник
Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»