Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Религиозный сионизм

Становление религиозного сионизма и его сегодняшнее положение в Иудаизме

Оглавление

Религиозный сионизм ↓

Возникновение светского сионизма ↓

Религиозные прародители сионизма ↓

Учение рава Авраама Ицхака Кука и ортодоксальный мир ↓

Рав Рейнс, рав Могилевер и «Мизрахи» ↓

Современный религиозный сионизм ↓

Религиозный сионизм [↑]

Религиозный сионизм («Ционут дати») — это направление в ортодоксальном иудаизме, которое сочетает сионистcкую идеологию и соблюдение заповедей Торы. Поначалу различия между приверженцами «классического» Иудаизма и религиозными сионистами сводились, главным образом, к расхождению политических платформ, однако, со временем религиозный сионизм преобразовался в отдельное крыло иудаизма с собственными руководителями и учебными заведениями, с несколько иным взглядом на некоторые вопросы еврейского законодательства и собственными стандартами не столько в одежде, как в образе жизни.

Религиозных сионистов называют также «Дати леуми» («национально-религиозный») или «Кипот сругот» («вязаные кипы»), поскольку большинство религиозных сионистов мужского пола носит именно такой головной убор, а также «Мизрахи», по имени первой всемирной организации религиозных сионистов.

Религиозный сионизм не представляет собой монолитного образования. В нем есть различные группы, мнения которых по широкому кругу вопросов порой сильно расходятся.

Возникновение светского сионизма [↑]

Одним из результатов движения «Аскалы» (т.н. «еврейского просвещения») в Европе стало появление стремительно растущей прослойки светских, ассимилированных евреев, которые болезненно переживали антисемитизм и дискриминацию со стороны окружающих народов и искали решение этой проблемы нерелигиозными средствами. Именно эти люди стали питательной средой для возникновения политического сионизма и сумели использовать политическую ситуацию, экономические рычаги и социальные проблемы евреев для того, чтобы начать реализовывать грандиозный проект по возвращению евреев Землю Израиля.

При этом очень важно понимать, что первые сионисты «хотели быть как все народы», против чего евреев неоднократно предостерегала Тора. Они искренне верили, что создание «еврейского национального государства» дарует еврейскому народу возможность стать полноправным, уважаемым членом большой семьи народов.

Возвращение в Землю Израиля поначалу не было аксиомой для сионистов. В самом начале XX века на Сионистском конгрессе всерьез рассматривался «Угандийский план», предполагавший создание автономного агропромышленного еврейского образования в Африке под контролем Британии. Впрочем, от идеи с Угандой сионисты быстро отказались, в том числе потому, что агитация за «возвращение в Сион» имела намного больше перспектив.

Сам термин «сионизм», понимаемый как идеология и политическое движение, призванное объединить евреев в Земле Израиля и возродить там еврейскую государственность, был впервые предложен и внедрен одним из ранних теоретиков и первых лидеров сионистского движения в Западной Европе Натаном Бирнбаумом в 1890 году. Позднее Натан Бирнбаум разочаровался в сионизме. Он стал глашатаем автономизма и идишизма, настаивал на важности сохранения идишской культуры и создания сильных еврейских центров в диаспоре параллельно с развитием ишува [еврейский поселений] в Эрец Исраэль. В конце концов Бирнбаум пришел к убеждению, что истинное призвание еврейского народа состоит в создании «духовного общества» на основе Б-жественных законов. Он полностью отрекся от материалистического национализма и начал строго соблюдать заповеди Торы, проложив путь множеству «баалей тшува» современного типа. В 1919 году Бирнбаум стал первым генеральным секретарем всемирной организации «Агудат Исраэль».

Религиозные прародители сионизма [↑]

Огромную роль в выработке сионистской доктрины, которая обычно приписывается ашкеназским евреям, сыграл сефардский раввин-каббалист Йеуда бен Соломон Хай Алкалай (1798—1878). Опираясь на традиционные еврейские источники, он определил, что для раскрытия Машиаха и Окончательного Избавления необходимо чтобы евреи вернулись в Землю Израиля. Он считал, что 1840 год должен стать «Годом Избавления», причем речь шла не о календарном годе, а о столетии, которое продлится до 1939 года и будет представлять собой «дни Машиаха». Рав Алкалай утверждал, что если не будут предприняты энергичные шаги, готовящие массовое возвращение евреев в Землю Израиля, то момент будет безвозвратно упущен, и следующий представится лишь в 1940 году. В итоге евреи все равно начнут возвращаться в Палестину, однако Всевышний «будет собирать разбросанных, изливая ярость», и в итоге тот же результат будет достигнут с большими потерями, в намного более тяжелых условиях.

В 1840 году в Сирии монахами из ордена капуцинов и французским консулом был сфабрикован кровавый навет, вошедший в историю как «Дамасское дело» и приведший к волне страшных погромов в Северной Африке и на Ближнем Востоке, а также к преследованиям евреев на Европейском континенте. Спасением заключенных и заложников по «Дамасскому делу» успешно занимались европейские и американские дипломаты, губернатор Дамаска Ибрагим-Паша и представители еврейской деловой элиты, во главе с сэром Мозесом Монтефиоре, что убедило рава Алкалая в необходимости заручиться международной поддержкой проекта по переселению евреев в Святую Землю: «Спасение Израиля в обращении к царям мира с общим прошением о даровании милости нашему народу и нашим святым городам, и о нашем возвращении в раскаянии в дом матери нашей…»

В 1825 году рав Алкалай начал преподавать Тору в сефардской общине города Семлин, который сегодня является частью Белграда. Симон Лоеб Герцль, дед будущего вождя сионистов Теодора Герцля, посещал синагогу раби Алкалая в Семлине и общался с ним. В 1857 году он получил одну из первых копий книги «Гораль ла-Ашем» («Жребий для Б-га») — труда, в котором рав Алкалай изложил шаги, которые нужно предпринять на пути к возрождению еврейской жизни в Земле Израиля и описал способы улучшения условий жизни в Палестине, которые были в те времена очень суровыми.

Раби Алкалай предлагал созвать «Ассамблею знатных евреев», состоящую из представителей еврейской элиты Европы. Эта Ассамблея должна была взять на себя задачи лоббирования на политическом уровне вопроса о возращении евреев в Эрец Исраэль. Он призывал общины финансировать заселение Земли Израиля за счет увеличения «халуки» — той части собираемых общинами десятин, которые уже давно передавались на поддержку «старого ишува» в Йерушалаиме, Цфате, Тверии и Хевроне. В книге «Минхат Йеуда» он предложил брать пример с нашего праотца Авраама и скупать палестинские земли у арабов, восстанавливать иврит как всеобщий язык евреев, а также организовывать сельскохозяйственные поселения. Будучи человеком глубоко преданным Алахе, он жестко критиковал реформистов, однако считал, что для успеха проекта по возвращению в Землю Израиля необходимо поставить перед собой целью достижение национального единства.

В книге «Гораль ла-Ашем» он излагает свой взгляд на приход Машиаха, опираясь при этом на традиционные еврейские источники, а также предлагает создать акционерное общество, например пароходство или железнодорожную трастовую компанию — предприятие, реализующее крупные инвестиционные проекты на Ближнем Востоке. Акционерное общество должно было постоянно влиять на султана Османской империи, чтобы добиться от него разрешения на создание в Палестине еврейского государства-трибутария, по аналогии с Дунайскими княжествами, признававшими себя в тот период вассалами Турции. В книге были опубликованы позитивные отзывы на это предложение, полученные от еврейских мыслителей, представляющих различные политические и идеологические лагеря. Совершенно очевидно, что позднее все его идеи так или иначе были реализованы сионистским движением.

В 1851-1852 гг. раби Алкалай активно ездил по «еврейской» Западной Европе, выступая в синагогах. Его идеи не встретили тогда широкой поддержки, а многие раввины сочли его слова о необходимости активных людских действий для ускорения прихода Машиаха ошибкой, которая граничит с ересью. Неожиданную поддержку раби Алкалай получил в Британской Империи, причем не со стороны еврейской общины, а от кружка христиан, веривших в необходимость возвращения евреев в Землю Израиля. Они даже выделили раву деньги на создание общества колонистов.

В 1862 году рав Цви Гирш Калишер (1795-1874) опубликовал в Германии свою книгу «Дришат Цион», в которой утверждал, что Избавление еврейского народа, обещанное пророками, наступит только в результате собственных усилий евреев, что в наши дни можно совершать жертвоприношения в Йерушалаиме, и потому евреям необходимо уезжать в Эрец Исраэль. Он предложил собирать деньги на заселение Земли Израиля с евреев во всех странах рассеяния, создать вооруженную еврейскую охрану для обеспечения безопасности колоний в Земле Израиля, основать сельскохозяйственную школу во Франции или непосредственно в Земле Израиля, выкупать у арабов землю и начать ее обрабатывать. Он считал, что ситуация благоприятствует проекту, и что необходимо привлекать евреев, вошедших в европейскую элиту, таких как Мозес Монтефиоре, Эдмонд Джеймс де Ротшильд и Адольф Кремье, к его лоббированию.

Во второй части книги рав Калишер обращается к народам, которые верят в истинность пророчеств Танаха, убеждая их, что возвращение евреев в Святую Землю оправдано и логично, и что те из них, кто поможет евреям вернуться, не только приблизят еврейское Избавление, но и примут участие в подготовке спасения всего человечества. Эта книга произвела огромное впечатление на еврейское население не только Западной, но и Восточной Европы. Под влиянием идей рава Калишера во Франции Адольфом Кремье был создан «Всемирный еврейский союз», существующий до сих пор. В 1870 году эта организация основала сельскохозяйственную школу «Миквэ Исраэль» в Земле Израиля. Для реализации идей рава Калишера в 1884 году была также основана организация «Ховевей Цион» в Катовице, объединившая разрозненные сионистские кружки и сыгравшая важную роль в развитии и поддержании сельскохозяйственных поселений и ремесленничества в Земле Израиля в конце Османского владычества и во времена Британского мандата. В создании «Ховевей Цион» приняли участие некоторые восточно-европейские раввины, в том числе рав Шмуэль Могилевер и рав Ицхак Яаков Рейнс.

Раби Йеуда Алкалай и рав Цви Гирш Калишер считали эмансипацию европейских евреев, на протяжении сотен лет лишенных элементарных прав, первым шагом к Избавлению. Оба они придерживались мнения, что приходу Машиаха и Окончательному Избавлению, которое он принесет, предшествует то спасение, которое зависит от усилий людей в этом мире. Такое спасение, по их мнению, должно было обеспечиваться Собиранием изгнанников в Земле Израиля («кибуц галуйот»), о котором говорят пророки, работой на земле, а также возрождением и развитием иврита как повседневного языка, общего для всех евреев. Оба раввина участвовали в работе первой еврейской сельскохозяйственной поселенческой организации, основанной во Франкфурте в 1860 году, которая получила название «Ассоциация за колонизацию Палестины». Они активно пропагандировали цели этой организации и призывали евреев вступать в нее. И хотя «Ассоциация» так и не смогла продвинуться в решении поставленных задач и развалилась, ей на смену пришли другие объединения. Идеи раби Алкалая и рава Калишера предвосхитили появление «светского сионизма» Гесса, Пинскера, Бирнбаума и Герцля и оказали колоссальное влияние на развитие всей сионистской идеологии. Светскому сионизму оставалось просто заимствовать их план и привести его в соответствие с идеями «аскалы», вымарав оттуда Б-га, Его Тору и алаху, заменив все это «национальной идеей».

Раввин Клаузенбурга Моше Шмуэль Глазнер, впоследствии ставший одним из основателей организации «Мизрахи», придерживался взглядов, аналогичных взглядам рава Калишера: он открыто поддерживал сионистский проект в начале XX века, что было крайне нетипично для раввина из Венгрии. В 1923 году, отбывая в Палестину, он призвал евреев, которые могут участвовать в заселении Земли Израиля, делать это не откладывая, потому что может настать день, когда они захотят уехать, но им не позволят этого сделать.

Учение рава Авраама Ицхака Кука и ортодоксальный мир [↑]

Абсолютно все соблюдающие евреи верят в истинность слов пророков, которые обещали, что еврейский народ вернется в Эрец Исраэль — в Святую Землю, дарованную евреям Всевышним. Многие поколения евреев, рождавшихся и умиравших в диаспоре, молились в сторону Иерусалима и ждали Избавления.

В Земле Израиля всегда сохранялось минимальное еврейское присутствие. В эту Землю всегда стремились попасть евреи, говорившие на разных языках и представляющие все общины, разбросанные по миру. Рамбам, 300 представителей школы Тосафот, раби Йехиэль из Парижа, Рамбан, раби Овадия из Бартануры, раби Моше Кордоверо, раби Йосеф Каро, Аризаль, раби Йешаяу Горовиц, раби Йеуда Хасид а-Леви, ученики Виленского Гаона и Бааль Шем Това, ученики Хатам Софера и многие другие выдающиеся мудрецы Израиля в разное время жили здесь.

Однако появление и стремительный рост популярности сионистской идеологии не вызвали у большинства евреев, строго соблюдающих заповеди, никакого энтузиазма. Они увидели в сионистском проекте отказ от принципа, который всегда лежал в основе еврейской традиции: народ Израиля не может победить без помощи Небес. Нетерпеливые шаги сионистов по восстановлению еврейского контроля над Землей Израиля «снизу», без участия Б-га, для ортодоксальных иудеев означали ни что иное как открытый бунт против Б-га: своими действиями сионисты не «торопили» приход Машиаха и Избавление, а отказывали Всевышнему в праве Самому решать, когда и как именно евреи должны быть спасены. Вся риторика лидеров сионистов — людей абсолютно светских — демонстрировала неверие в Его мощь. В итоге оправдание сионистской идеи для религиозных евреев представляло собой задачу практически неразрешимую из-за позиции сионистов по вопросу о Торе и ее заповедях.

Подавляющее большинство сионистов были людьми, полностью оставившими соблюдение заповедей Торы. Их религией был «научный атеизм», а «священным писанием» — «Капитал» Маркса. Эти люди считали, что сионистский проект не только поможет евреям спастись от антисемитизма, но и приведет к построению на Земле Израиля общества развитого социализма. Сионисты провозгласили отделение «национальных целей еврейского народа» от иудаизма, со всеми его предписаниями и запретами. Эти предписания и запреты были объявлены местечковыми, «галутными» пережитками, которые нужно преодолеть. Даже в первых киббуцах — сельскохозяйственных коммунах, основанных сионистами — демонстративно не соблюдали законы кашрута и Шмиты, не отделяли труму и маасер. Таким образом, сионисты, руководствуясь высокими соображениями спасения евреев от дискриминации и преследований, одновременно угрожали миру Торы — самой сути еврейской жизни.

Главным идеологом «современного» религиозного сионизма считается рав Авраам Ицхак Кук (1865-1935), в 1924 году назначенный Главным ашкеназским раввином Земли Израиля. Именно рав Кук, будучи одним из крупнейших алахических авторитетов своего времени, предпринял попытку защитить и обосновать сионизм с точки зрения еврейского закона.

Рав Кук считал, что Окончательное Избавление не происходит одномоментно — это процесс, который включает в себя несколько стадий, и поэтому начало Избавления может и не восприниматься людьми как таковое. В представлении рава Кука сионизм является частью Б-жественного плана, в результате осуществления которого евреи вернутся домой из Изгнания. Возвращение евреев в Землю Израиля должно принести Избавление еврейскому народу и всему миру и сделает возможным приход Машиаха. Он требовал от светских «рабочих сионистов» большего уважения к еврейской традиции, а соблюдающую молодежь побуждал к заселению Земли Израиля. Рав Кук самоотверженно пытался примирить сионизм, который готов был с легкостью «перешагнуть» через Тору, и еврейское религиозное общество, которое в основном стояло на последовательно антисионистской позиции.

Рав Кук предложил такое объяснение сионизма, которое, как он считал, должно было оправдать его с иудейской точки зрения. Согласно концепции рава Кука, в случае с сионизмом речь идет не просто о политическом движении светских евреев, а об инструменте, с помощью которого Б-г осуществляет свой замысел — вернуть евреев на Родину, на ту землю, которую Он завещал Аврааму, Ицхаку и Яакову: «Б-г желает чтобы сыны Израиля вернулись к себе домой для того чтобы создать еврейское независимое государство, в котором евреи смогут жить по законам Торы и в соответствии с алахой, и соблюдать заповеди, связанные с Землей Израиля (те законы, которые могут быть исполнены только в Эрец Исраэль). И более того, заселение Земли Израиля само по себе является заповедью, которую должно исполнять. Поэтому религиозные евреи обязаны поселиться в Израиле, а помощь сионизму является, на самом деле, следованием воле Б-га».

Рав Кук призывал отделить антирелигиозные взгляды и цели светских сионистов от позитивных долгосрочных результатов их деятельности: «Несмотря на то, что сами светские сионисты ставят перед собой политические, “национальные” или социалистические цели, на самом деле истинной причиной их действий по переселению в Израиль является еврейская искра в их душах, помещенная туда Всевышним. Они участвуют в реализации Б-жественного плана и исполняют великую заповедь, хоть и не отдают себе в этом отчета. Роль религиозных сионистов состоит в том, чтобы помочь светским сионистам создать еврейское государство и превратить религиозную искру, скрытую в них, в великий свет. Они должны показать светским сионистам, что истинный источник сионизма и страсти к Сиону — это иудаизм, и обучать их Торе с любовью и добротой. В конце-концов они поймут, что законы Торы — это ключ к истинной гармонии и социалистическому государству (не в марксистском его понимании), которое осветит путь народам и принесет спасение в мир». Ряд последователей рава Кука увидели в этих его словах намек на известный принцип, согласно которому исполнение заповеди не во Имя Небес в конечном счете приводит к исполнению заповеди во Имя Небес.

Рав Рейнс, рав Могилевер и «Мизрахи» [↑]

Название организации «Мизрахи» стало синонимом религиозного сионизма в целом. Ключевую роль в создании «Мизрахи» сыграл раввин литовского направления Ицхак Яаков Рейнс (1839-1915), занимавший раввинские должности в Шавкянах, Свенчанах и в Лиде и предложивший новый рационалистический подход к изучению Талмуда.

К концу XIX века вождь светских сионистов Теодор Герцль постепенно начал понимать, что сионистскому движению для успешной агитации в общинах нужна поддержка хотя бы какой-то части религиозных кругов. Одним из первых раввинов, согласившихся на приглашение Герцля вступить в Сионисткую организацию стал рав Рейнс. В 1899 году он принял участие в Третьем Сионистском конгрессе. В значительной степени благодаря ему религиозные сионисты стали неотъемлемой частью «ядра» Сионистской организации в Российской империи. Рав Рейнс постоянно оказывал поддержку Герцлю. Он поддержал даже «Угандийский план», как временное решение, которое поможет облегчить участь евреев.

В 1893 году рав Рейнс объединил усилия с равом Белостока Шмуэлем Могилевером (1824—1898) для реализации проекта поселения в Земле Израиля, в котором соединились бы Тора и физический труд.

После того как 1 марта 1881 года террористы-«народовольцы» убили царя Александра II, в России начались чудовищные еврейские погромы, охватившие 166 городов и местечек, а 3 мая 1882 года были опубликованы т.н. «Временные правила», закрепившие предельную жесткость политики нового царя — Александра III — по отношению к евреям. Эти события повлияли на рава Шмуэля Могилевера и побудили его перейти на сионистские позиции.

Рав Шмуэль помог открыть варшавское отделение «Ховевей Цион» и убедил барона Эдмонда Джеймса де Ротшильда профинансировать создание поселения Экрон (совр. Кирьят Экрон). С раввинской кафедры он призывал евреев Белостока переселяться в Петах Тикву — первое сельскохозяйственное поселение в Израиле, созданное религиозными евреями из Иерусалима.

В 1893 году из-за конфликта со светской верхушкой одесской штаб-квартиры «Ховевей Цион» рав Могилевер, формально оставаясь членом «Ховевей Цион», основал религиозное отделение этой организации и продолжил оказывать давление на светских сионистов с целью вынудить их соблюдать интересы и выполнять требования ортодоксальных евреев. Проект сельскохозяйственного поселения, которым он занимался вместе с равом Рейнсом, должен был быть реализован в рамках только что созданного равом Могилевером религиозного отделения «Ховевей Цион», которому он дал название «Мизрахи». Это был акроним, образованный из словосочетания «Мерказ рухани» («Духовный центр»). С поселением в итоге ничего не получилось, но название запомнили. В 1890-ом году рав Могилевер в составе делегации «Ховевей Цион» посетил Яффо чтобы спланировать на месте будущую сельскохозяйственную колонизацию. В 1897 году рав Шмуэль Могилевер, уже будучи смертельно больным, не смог участвовать в Первом Базеле, однако там было зачитано его письмо, в котором было сказано, что «возвращение в нашу страну‚ выкуп земель‚ строительство домов‚ разведение садов и обработка полей — есть одна из главных заповедей Торы и основа существования еврейского народа». В этом письме была высказана и еще одна идея, ключевая для религиозного сионизма: «Важно чтобы Конгресс объединил всех сынов Сиона, которые верны нашей цели трудиться с чувством абсолютной гармонии и братства, даже если они придерживаются разных мнений по религиозному вопросу».

Рав Могилевер вошел в историю как один из главных идеологов соединения политического сионизма с ортодоксальной иудейской практикой. В 1901 году рав Рейнс и ученики рава Могилевера решили использовать название «Мизрахи» для нового сионистского проекта.

На пятом Сионистском конгрессе, состоявшемся в 1901 году в Базеле, наметился раскол между швейцарской и российской фракциями. Швейцарские сионисты и примкнувшие к ним радикальные студенты настаивали на полном отказе движения от иудаизма, а фракция, возглавляемая равом Рейнсом, требовала ровно обратного. В 1902 году рав Рейнс издал книгу «Ор Хадаш аль Цион» («Новый свет на Сионе»), в которой призвал всех евреев поддержать религиозный сионизм, поскольку в рамках религиозного сионизма изучение Торы гармонично сочетается и совмещается с экономической деятельностью. Он писал, что религиозный сионизм наполняет новым смыслом действия, пробуждает чувства и несет в себе обновление еврейской мысли. Рав Рейнс был уверен в том, что точно так же, как евреи прошлого буквальным образом видели как реализуется Б-жий промысел, современники могут оглянуться назад и увидеть реализацию Б-жественного управления на протяжении всей истории еврейского народа, благодаря чему евреи и сумели выжить в Изгнании, чтобы теперь вернуться в Сион.

Вскоре после этого по инициативе рава Рейнса в Вильно была созвана Всемирная конференция религиозных сионистов, на которой, вопреки общепризнанной раввинской позиции, было принято, что еврейский национализм — это тот инструмент, который позволит достичь религиозных целей, и что Тора должна быть центром всей сионистской доктрины и деятельности. Программный лозунг организации звучал как «Народ Израиля в Земле Израиля в соответствии с Торой Израиля». На следующий год в Прессбурге состоялся учредительный съезд «Мизрахи», где рава Рейнса избрали председателем организации. После него этот пост занял рав Йеуда Лейб Фишман, впоследствии взявший фамилию Маймон.

В 1935 году возникло сионистское движение религиозных киббуцев, члены которого в 1937-48 гг. основали три поселенческих блока, каждый из которых изначально включал в себя три киббуца: первый блок разместился в долине Бейт Шеан, второй, известный как Гуш Эцион, был основан южнее Бейт Лехема в горах Хеврона, а третий в западной части Негева. В центре страны был основан киббуц Явне, но он начал функционировать уже после провозглашения государства.

Современный религиозный сионизм [↑]

Сегодня религиозный сионизм включает в себя группы, организации и индивидуумов с различной идеологией, с разной степенью строгости относящихся к соблюдению тех или иных заповедей, от либералов, балансирующих на грани алахи и ищущих способы ее «облегчить», до очень религиозных групп, которые называют «Хардаль» («харедим датиим леумиим»), от сторонников учения рава А.И.Кука до «неохасидов».

После провозглашения государства Израиль и по сегодняшний день религиозно-сионистские партии принимают активное участие в политической жизни государства.

Религиозных сионистов объединяет взгляд на государство Израиль как на «священный сосуд» и стремление интегрироваться в различные сферы общественной жизни.

Но В 2006 году идеология религиозного сионизма перенесла тяжелое потрясение, когда в ходе реализации плана т.н. «одностороннего размежевания» («Итнаткут») «священное» государство по решению демократически избранного премьер-министра насильно выселило много тысяч еврейских жителей из десятков поселений Сектора Газа, в одностороннем порядке прекратив еврейское присутствие на побережье Средиземного моря южнее Ашкелона.

Подавляющее большинство религиозных сионистов придерживается сегодня правых политических взглядов, хотя есть среди них и «религиозные социал-демократы». Многие религиозные сионисты живут за «зеленой чертой», на «оккупированных территориях», и составляют ядро поселенческого движения.

В заключении стоит отметить, что на протяжении всей истории движения религиозного сионизма, ведущие раввины никогда не поддерживали данный путь.

Выводить материалы