Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как собрать изгнанников? Или сионизм по-еврейски

Отложить Отложено

Когда мы просим вернуть изгнанников из рассеяния, мы первым делом призываем "трубить в Большой Шофар". Это связано с написанным в пророчестве Ишаяу: «И будет в тот день, и затрубит Большой Шофар, и придут потерянные в земле Ассирийской и заброшенные в земле Египетской, и поклонятся Всевышнему на священной горе в Иерусалиме».[1]

По словам РаМбаМа[2], трубление в шофар предназначено пробудить раскаяние. Эти звуки кричат и призывают: «Проснитесь! Очнитесь! Взгляните на ваши дела и вернитесь! Вспомните, Кто вас создал!».

Раби Цадок а-Коэн объясняет[3]: «Есть два вида «спящих» евреев: "потерянные в земле Ассирийской» и «заброшенные в земле Египетской»».

В чём различие между ними?

Некоторые, нуждаются в пробуждении, поскольку рассеяны среди неевреев и погружены в мир материи. Непрерывная погоня за заработком и удовольствиями лишает их возможности задуматься о смысле жизни, о направлении пути и о конечной цели. Именно их раби Цадок а-Коэн называет «потерянными в земле Ассирийской». Почему?

Санхерив, царь Ассирии, объединив под своей властью множество стран, переселял туда завоёванные народы. Оказавшись в Ассирии, евреи, казалось, не походили на «спящих», наоборот, они не знали покоя, они роились как муравьи, с  головой погружаясь в материальные проблемы. И, шаг за шагом, теряли лицо, теряя еврейство. А потеряв, уже не умели отыскать его вновь. Духовный вакуум поглотил их. Они «паслись» в чужих «полях», их идеалы формировались под влиянием чуждой культуры. Они лелеяли другие ценности, и в этих «ценностях» было всё, кроме одного - они не были еврейскими.

Другой тип евреев – «заброшенные в земле Египетской». Это гораздо хуже. Египет был «срамным местом мира», сосредоточием блуда. Людей, пленённых вожделением, тяжело пробудить, они не слышат.

Неважно, где находится еврей, в Америке или России, если он «спит», то спит «по-ассирийски» или «по-египетски».

Шофар – вот волшебный инструмент, способный пробудить евреев и привести в Йерушалаим, где духовная связь с Творцом всё ещё жива.

Но что за «Большой» шофар? Есть ещё и малый? Зачем?

Гемара спрашивает[4]: «Почему на Рош а-Шоно, когда трубят в первый раз, община сидит, а при повторном трублении все встают?» И отвечает: «Это запутывает Сатана». Добавляет Иерусалимский Талмуд[5]: «Слыша повторное трубление, Сатан принимает его за звук Большого Шофара Машиаха. А это означает конец Сатана. Его охватывает страх, он теряется и не может обвинять».

Спрашивает раби Цадок А-Коэн[6]: «Как могло оказаться, что в течение тысяч лет срабатывал один и тот же трюк. Почему за все эти годы Сатан не привык, что  трубление - означает наступление очередного годового цикла и больше ничего?»

Дело в том, что Большой Шофар, в отличие от малого, разбудит нас НАВСЕГДА. Более того, услышав Шофар Мошиаха, никогда больше, ни через пять минут, ни через десять, ни через день, ни через два - душа еврея никогда больше не уснёт.

В тот миг, как человеческая душа пробуждается для раскаяния, Сатан не способен обвинять. Если еврей готов вернуться к Творцу, все обвинения рассыпаются в прах! Когда на звук шофара толпы евреев стекаются в синагоги, Сатан понимает, что они могут проснуться и больше никогда не уснуть. Малый, привычный шофар, в мгновение ока, может превратиться в Большой!

Трубление в шофар состоит из четырёх частей: ткия, шварим, труа, ткия.

Шварим – это крик боли: «О-й, о-й».

Труа – тоска о потерянном счастье, разрушенном доме, утраченной радости. Это человеческое рыдание, похожее на плач ребёнка: «о-ё-ё-ё-ё-ё-ёй».

А до и после этих двух трублений - ткия.

Ткия – протяжный, непрерывный звук - это коронация Царя. Раби Хаим из Воложина, слыша ткия, испытывал ни с чем несравнимую радость принятия власти Царя царей, Властителя мира.

Начинается трубление с признания власти Небес (ткия). Затем - боль сожаления и плачь раскаяния о пренебрежении Небесным Царством, о проявленной слабости и подчинении собственным страстям (шварим-труа). И, наконец - снова радость (ткия), желание никогда больше не отдалятся от Всевышнего.

Вот как мы молимся:

«Протруби в Большой Шофар об освобождении нашем! 

И вознеси знамя - собирать Изгнание наше!

И собери нас, всех вместе, с четырёх сторон света.

Благословен Ты, Г-сподь, собирающий разбросанный

По свету Народ свой Израиль!» 

В первых трёх строчках этого благословения, не смотря на кажущуюся повторяемость, описаны три этапа собирания, рассеянных по всему свету, евреев.

«Протруби в Большой Шофар об освобождении нашем». Строить жизненный путь в соответствии с обычаями других народов - словно находится у них в рабстве. Первый шаг - освободится от их влияния. Трубление в Шофар - это сбрасывание культурного ига неевреев. Перестать быть рабом чуждой духовности - первое условие Возвращения.

Но это ещё не всё. Получив свободу, нужно знать, что с нею делать.

«И вознеси знамя - собирать Изгнание наше!"  Знамя - знак общей цели. Сбросив духовный гнёт, евреи объединяются под флагом Торы и заповедей.

«И собери нас, всех вместе, с четырёх сторон света» Восстановленная связь с Торой, открывает путь к конечному Избавлению, возможному только в Эрец Исроэль.

Протруби в Большой Шофар, для освобождения нашего!".

תקע בשופר גדול לחירותנו

По мнению рава Фридлендера[7], речь здесь идёт об освобождении от дурных побуждений. Между избавлением от врагов и устранением дурных побуждений существует прямая связь. Реальность, в которой живём мы и действуют наши ненавистники - не что иное, как отражение внутреннего состояния Народа Израиля. Только духовное нездоровье нашего Народа является причиной озлобления наших врагов. Всему существующему на Земле есть духовное соответствие на Небесах. Несомненно, те, кто готов умереть, лишь бы уничтожить евреев – потомки Амалека. И всё же, избавляясь от дурного побуждения, мы выкорчёвываем духовный корень, из которого они черпают силу. Идя против Торы, мы усиливаем источник зла в мире.

И вознеси знамя - собирать Изгнания наши!

ושא נס לקבץ גלויותינו

На иврите слова «знамя» и «чудо» - «нэс» - происходят от одного корня.

Но как связаны эти слова?

Чудо – это когда Всевышний "воочию" открывается нам, словно говоря: «вот он - Я».

Знамя - это призыв Царя, поднимающего флаг на поле боя,– «Я здесь».

Этот "нэс", это чудо, этот знак, - всё расставляют по своим местам, открывая глазам настоящую дорогу.

Мы просим Всевышнего открыть нам правильный путь. Сбудется ли это с помощью явных чудес или чудес скрытых, - неважно. Все они нужны и обещаны нам, чтобы направить сердце каждого из евреев, и сердца всех вместе к Творцу. Чтобы, пробудившись от иллюзий рационалистического сна, мы не заблудились в "духовных" лабиринтах, выстроенных человеческим – ограниченным - разумением. "Нэс" высветит в темноте путь, данный Свыше: мир Торы и соблюдения заповедей…

И собери нас, всех вместе, с четырёх сторон света.

 וקבצנו יחד מארבע כנפות הארץ

В этих словах, - говорит рав Фридлендер,– призыв к Народу Израиля быть, как один человек, как одно сердце, направленное к Творцу.

Благословен ты, Г-сподь, собирающий разбросанный по свету Народ свой Израиль!

ברוך אתה ה', מקבץ נידחי עמו ישראל

Почему написано «собирающий», то есть уже теперь, но не «соберёт» - в будущем?

Всевышний уже сегодня собирает всех покинутых и разбросанных по миру евреев. Всевышний направляет события так, чтобы все вернулись, и не потерялся ни один.

Невозможно помнить во время молитвы все объяснения и смысл, содержащиеся в словах. Важнее отыскать адекватное чувство, образ, призванные вызвать боль духовного и физического Изгнания.

За примером далеко ходить не надо. К еврею, серьёзно изучающему Тору, приезжает брат. Длинные волосы, собранные в пучок, в глазах - отражение духовного распада. Как много в мире братьев, потерявших  друг друга на рынке идеологий. Хочется взывать и кричать к Всевышнему, чтобы помог и спас их.

Пусть Всевышний соберёт их всех, даже самых далёких. Пусть не даст им потеряться. Пусть разбудит их, укажет верный путь и объединит перед Собою. Пусть будем все мы, как еврей над Торой, с глазами полными света, и душой, согретой теплом Творца.

И дай нам Б-г удостоиться, чтобы уже в этом году Шофар стал Большим, и чтобы «пришли потерянные в земле Ассирийской, и заброшенные в земле Египетской, и поклонились Всевышнему на священной Горе в Иерусалиме». Да будет так!

 

 

По лекциям раби Давида Штайнойза. На основе перевода Ривки Клейман.

 


 

[1] Ишайя 23:17

 

[2] Рамбам, Алахот Тшува, перек 3, алаха 4

 

[3] Ресисей Лайла, от:35-36

 

[4] Рош а Шана 16:2

 

[5] Тосафот 16:2

 

[6] Ресисей лайла, 5

 

[7] Сефер «Авода ше Балев, амуд 152

 

 

Теги: Переводы, Тайна восемнадцати благословений