Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Умный знает границы разума. Глупец думает, что знает всё»Учителя еврейской этики
Для Герцля сионизм не был религиозной идеей, ветвью еврейской истории и традиции, а новым прагматическим подходом к решению проблемы еврейского страдания. Поэтому Уганда была приемлема, как любая возможная территория.

Из Германии и Турции Герцль повернул в Англию. В некоторых аристократических и литературных кругах викторианской Англии бытовало доброжелательноромантическое чувство к евреям.30 Героические фигуры евреев появлялись тогда в английской литературе, многие считали, что евреям следует дать свое государство. Летом 1902 года Герцль встретился с лордом Ротшильдом в Лондоне, а позднее с Джозефом Чемберленом, секретарем по делам колоний. Возникла идея основать еврейскую колонию под британским наблюдением и протекторатом в Восточной Африке, точнее в Уганде.31

На Шестом сионистском конгрессе 1903 года Герцль объявил об этом предложении Англии. Это раскололо сионистское движение. Восточноевропейские евреи под руководством Хаима Вейцмана выступили против Герцля. Для них сионизм означал одно — Иерусалим и Израиль. В этом они отражали чувства еврейских масс.

Но Герцль контролировал конгресс и согласился лишь на то, чтобы этот вопрос решало его следующее заседание. Однако здоровье Герцля стало ухудшаться. Возникли проблемы с сердцем, знаменитая черная борода стала седеть, безмерная энергия убывать, а дух слабеть. Он потратил значительную часть большого семейного наследства на сионизм, и теперь возникли дополнительные проблемы уже с деньгами. К лету 1905 года, когда собрался Седьмой сионистский конгресс, призванный решить вопрос об Уганде, Герцль умер, а у Англии уже появились по этому поводу иные мысли. Но и после смерти Герцля Англия никогда формально не отменяла своего предложения о еврейской колонизации Уганды.

Оппозицию этому плану на конгрессе вновь возглавил Вейцман и сильные восточноевропейские сионисты. Впервые после смерти Герцля в сионистских кругах его сильно критиковали. Ассимилированный еврей, пришедший к сионизму только в результате антисемитизма и суда над Дрейфусом, он никогда не оценивал глубины еврейской верности Палестине и Иерусалиму, которой горел сионизм его восточноевропейских коллег. Для него сионизм не был религиозной идеей, ветвью еврейской истории и традиции, а новым прагматическим подходом к решению проблемы еврейского страдания. Поэтому Уганда была приемлема, как любая возможная территория, чтобы стать еврейским домом. Он, в противоположность оппонентам, вышедшим из традиционных семей Восточной Европы, был верен идее государства для проживания евреев, но не еврейской земле. А их не привлекала возможность создать государство в любом другом месте мира, они полностью отвергли такую колонию.33

Многие делегаты не стали голосовать об Уганде из уважения к памяти Герцля,34 но в итоге конгресс решил не поддерживать еврейскую колонизацию нигде в мире кроме Земли Израиля. И сам Герцль перед смертью декларировал: «Палестина — единственная страна, где наш народ может обрести покой». Так в сионистском движении верх стала брать Восточная Европа. Хотя во главе него после смерти Герцля встал Макс Нордау, ассимилированный западный еврей, но контроль над политикой конгресса, этой аристократической организацией, перешел в руки Вейцмана и восточноевропейского лагеря, который он возглавлял.

3 июля 1904 года Герцль умер. Судьба его семьи полна трагической иронии. Сионистское движение создало фонд в помощь его семье. Чтобы не подвергнуть опасности эти вложения, Г ерцль перевел фонды сионистского движения, такие как Еврейский национальный фонд и Керен айесод, в облигации Австро-Венгерской империи, которые через десять лет обесценились.

Вдова Герцля умерла в 1907 году. Дочь Паулина, страдая от болей, привыкла к морфию и умерла в 1930 году, бездетная и одинокая. Его сын Ганс страдал от душевной болезни, в 1924 году был крещен в католицизм, потом вернулся в иудаизм и покончил собой после смерти Паулины. Он тоже умер бездетным. Труду, младшую дочь Герцля, убили немцы в «образцовом» концлагере Терезиенштадт в 1943 году. А ее единственный сын, последний потомок Герцля совершил самоубийство в 1946 году. Останки Герцля израильское правительство перенеело из могилы в Вене и похоронило на горе в Иерусалиме, названной его именем.


30 Хотя реальных евреев, жителей Англии девятнадцатого века, тамошнее общество подвергало издевательствам, насилию и дискриминации, английский антисемитизм был более дискретным и менее опасным, чем в континентальной Европе.

31 Обсуждалась территория примерно в границах современной Кении.

32 1874-1952. Он родился в Мотеле, в черте оседлости, получил традиционное еврейское образование. Молодым человеком он уехал в Берлин, где получил образование химика. Вскоре стал активным сионистом и отдал свою жизнь созданию еврейского государства. В 1948 году был избран первым президентом Государства Израиль.

33 Это служит частичным объяснением судьбы «автономной еврейской республики» в Биробиджане (на Дальнем Востоке России), основанной советской властью в двадцатых годах, которая прошла почти незаметно для мирового еврейства. Тот факт, что ее создали коммунисты, контролируемые Сталиным, и лишь номинально евреи, гарантировал ее будущее.

34 Среди них и многие члены Мизрахи! См. Геула бат Йегуда, Арав Маймон бедоротав, 1979, стр. 126.

С любезного разрешения переводчика, Гедалии Спинаделя


Принимать обеты могли только по-настоящему Б-гобоязненные люди. Обычный же человек должен придерживаться золотой середины по Рамбаму. Читать дальше