Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Один из основателей движения Хибат Цион («Любовь к Сиону»), способствовавшего массовому возвращению евреев на Землю Израиля.

Раби Цви-Гирш бар Меир Калишер (5555-5634 /1795-1874/ гг.) — один из основателей движения Хибат Цион («Любовь к Сиону»), способствовавшего массовому возвращению евреев на Землю Израиля.

Родился и воспитывался в северо-западной Польше, находившейся под властью Пруссии.

Изучал Тору у р. Яакова Лобербойма из Лисы (Нетивот амишпат), а затем стал одним из ближайших учеников р. Акивы Эйгера, главного раввина г. Познани.

В совершенстве овладев немецким языком, р. Цви-Гирш изучил многочисленные труды по средневековой и современной философии и по естествознанию.

Свои философские взгляды он выразил в книге Эмуна йешара («Неискаженная вера»).

На протяжении сорока лет р. Цви-Гирш был раввином и главой раввинского суда в городе Торне (Торуне), расположенном на реке Висле, северо-западнее Варшавы.

Поскольку р. Калишер являлся также состоятельным коммерсантом, он отказывался принимать вознаграждение за свое служение раввина (Сарей амеа 2:31).

Р. Цви-Гирш Калишер был одним из первых пропагандистов массового возвращения евреев на Святую Землю. Он считал, что спасение еврейского народа совершится не чудесными внезапным вмешательством Б-га, но как ответ Небес на планомерное заселение и освоение Земли Израиля евреями. Среди первых выдающихся мудрецов, поддержавших его точку зрения, был его наставник р. Акива Эйгер и главный раввин Пресбурга (Братиславы) р. Моше Софер (Хатам Софер).

Концепция, предложенная р. Калишером, противостояла учению реформистов, стремившихся вычеркнуть из еврейской традиции все, что напоминало о связи евреев с Землей Израиля. Идеолог реформистов Авраам Гейгер утверждал, что «мессианская надежда на возвращение в Палестину давно угасла в сердцах народа Израиля» — и поэтому, с его точки зрения, евреи должны навеки связать свою судьбу с теми народами, среди которых живут: стать немцами, французами, англичанами «Моисеева закона». Призыв р. Калишера вновь пробуждал в сердцах евреев ощущение своей национальной исключительности и неразрывной связи с Землей Израиля.

Разработав обширную программу, предусматривающую основание и развитие целого ряда поселений на всей территории Святой Земли, р. Цви-Гирш сумел увлечь своими идеями знаменитого еврейского филантропа сэра Мозеса Монтефиоре, а также заручиться поддержкой влиятельных английских политиков сэра Лоуренса Олифанта и графа Шефтсбери.

В 5622 /1862/ году р. Калишер опубликовал книгу Дришат Цион («Стремление к Сиону»), благодаря которой евреи многих стран смогли ознакомиться с его взглядами.

В этой книге, опираясь на авторитетные талмудические источники, он доказывал, что приходу Машиаха будет предшествовать период массового «возвращения к Сиону». Он писал: «Не следует думать, будто конечное избавление, которого мы ждем, начнется с того, что Всевышний внезапно спустится с Небес на землю и скажет своему народу: Вернитесь на свою Землю. И не следует думать, будто Он внезапно направит с Небес Своего Машиаха, чтобы тот протрубил в великий шофар, созывая изгнанников и собирая их в Йерушалаиме, — и в тот же миг город будет обнесен огненной стеной, и с небес опустится Храм. …Так привык представлять себе человек толпы, …но не так это будет! Начало геулы (конечного избавления) станет возможным благодаря двум факторам — пробуждению духа добровольцев, желающих осваивать Землю Израиля, и желанию правительств собрать определенную часть евреев на Святой Земле».

В своей книге р. Калишер обосновывал концепцию о том, что и в наше время можно совершать жертвоприношения на Храмовой горе в Иерусалиме, в том числе, и приносить пасхальную жертву, — и он призывал возобновить этот вид служения Всевышнему.

Его книга вызвала острую полемику и широкий интерес по всему еврейскому миру. Сторонники его взглядов объединились в созданную им международную организацию Хеврат ишув Эрец Исраэль («Товарищество по заселению Земли Израиля») со штаб-квартирой в прусском городе Франкфурте-на-Одере. На основе этой организации зародилось массовое движение Хибат Цион, занимавшееся практическим освоением Земли Израиля.

В 5630 /1870/ году, в соответствии с программой, разработанной р. Калишером, возле г. Яффо была создана первая сельскохозяйственная школа Микве-Исраэль, а затем, уже через четыре года после его смерти, было основано первое поселение — Петах-Тиква.

Р. Цви-Гирш Калишер умер в 5634 /1874/ году.

В последующих поколениях его идеи легли в основу движения религиозного сионизма.


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.