Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как найти утраченное ощущение духовного подъема в месяце Элуль?

Темы: Раскаяние, Йом-Кипур, Праздники, Еврейский календарь, Слихот, Давид, Шофар, Скрижали Завета, Рав Яков Шуб

Отложить Отложено

Уважаемые раввины, раньше мы жили в Израиле, там очень ощущалась обстановка месяца Элуль. Сейчас по работе мы проживаем в России, в этом году Элуль выпал на август — месяц отпусков и летнего отдыха, и не чувствуется ничего особенного.

Расскажите, пожалуйста, в чем особенность месяца Элуль и как найти утраченное ощущение духовного подъема. Заранее благодарен, Даниэль

Отвечает рав Яков Шуб

Уважаемый Даниэль,

Большое спасибо за искреннее письмо. По нему чувствуется, что Вы обладаете особенной душой, которая способна чувствовать духовную обстановку вокруг. Вы совершенно правы, действия и мысли человека влияют на мир вокруг него, поэтому гораздо легче расти духовно там, где окружающие ставят своей жизненной целью выполнение воли Творца и ищут, как осуществить это на практике.

Поэтому совершенно естественно, что в месяце Элуль, который имеет особые «характеристики», можно ощутить особую духовную обстановку. Но даже человек, живущий там, где нет большой еврейской общины, может научиться быть духовно самодостаточным и задавать себе лично и своей семье необходимый духовный тон.

Поэтому давайте обсудим некоторые аспекты месяца Элуль, что, надеемся, окажется полезным для Вас и поможет организовать духовную работу в этом месяце.

Элуль — время близости к Творцу

Наши мудрецы описывают атмосферу месяца Элуль словами царя Шломо из «Песни Песней» (6:3): «Я (принадлежу) возлюбленному моему, а возлюбленный мой — мне». На иврите начальные буквы слов этого стиха составляют слово «Элуль» (ани лэ-доди у-доди ли). А числовое значение конечных букв этого стиха — 40, это «намек» на 40 дней от начала месяца Элуль до Йом-Кипура. Это те 40 дней, на которые Моше Рабейну поднялся в последний раз к Всевышнему, чтобы вымолить прощение за грех создания золотого тельца. Всевышний принял молитву Моше, и в Йом-Кипур Моше спустился, получив вторые Скрижали Завета.

Отсюда пошел обычай более усердно молиться в эти дни, а в сефардских общинах с начала месяца Элуль начинают читать специальные дополнительные молитвы о прощении — Слихот. Кроме того, после утренней молитвы принято трубить в шофар, чтобы пробудить человека от повседневной рутины и напомнить ему, что Элуль — это время пересмотреть свои поступки и раскаяться.

Рав Йерухам Лейбович (Даат Хохма 2, с. 263) говорит, что в его время для оздоровления было принято ездить «на воды». Были известные курорты, куда люди приезжали, чтобы пить воду из целебных источников. Он рассказывает, что однажды в поезде по дороге на курорт слышал, как один отдыхающий говорил другому, что с нетерпением ждет, когда они, наконец, приедут. И что первым делом, еще до того, как устроится и распакует чемоданы, он побежит сразу пить из источника. Рав Йерухам говорит: подобно тому, как есть время для оздоровления тела, есть время, когда человек может духовно оздоровиться, — это месяц Элуль. И поведение еврея в это время должно быть подобно поведению этого отдыхающего — не терять ни минуты, пить из духовного источника Торы прежде всех прочих дел.

Элуль — время подготовки в Рош а-Шана

Другой аспект месяца Элуль, о котором говорят наши мудрецы: это время подготовки к Рош а-Шана.

Сфат Эмет (Элуль 5661/1991) отмечает: неспроста для описания месяца Элуль был выбран именно этот стих из «Песни Песней», начинающийся словами: «Я (принадлежу) возлюбленному моему…». Таким должно быть начало духовной работы: человек самостоятельно старается приблизиться к Всевышнему. И в результате этой работы в следующем месяце, Тишрей, он может удостоиться того, что Всевышний Сам «выйдет» ему навстречу. Что видно из следующей части стиха: «…а возлюбленный мой — мне».

В Талмуде (Брахот 30 б) сказано, что праведники перед каждой молитвой проводили особую духовную подготовку в течение часа. Понятно, что перед молитвами Рош а-Шана — решающими молитвами всего года — и исполнением других заповедей месяца Тишрей также требуется особая подготовка. Поэтому для нее было выделено особое время — месяц Элуль (раби Шмуэль из Сохачева, «Шем ми-Шмуэль», Ки Таво 5672/1912; раби Йехезкель Левинштейн, «Ор Йехезкель», с. 86).

Более того. Как невозможно вскочить на ходу в движущейся поезд, так человек, не проделавший необходимую работу над собой в месяце Элуль, не сможет достойным образом предстать перед Всевышним в Рош-а Шана (Саба ми-Кельм, с. 8, «Даат Хохма вэ-Мусар» 2, с.76).

Подготовка в Рош а-шана — избавиться от влияния внешних факторов

Известно, что с начала месяца Элуль до конца осенних праздников принято в конце молитвы читать дополнительную главу Тэилим — двадцать седьмую, которая содержит «намек» на этот период. В этом псалме царь Давид обращается к Всевышнему с не совсем обычной просьбой: его жизнь была полна трудностей и испытаний, но единственное, о чем он просит, это — о возможности сконцентрироваться на служении Творцу без каких-либо внешних помех: «Одного прошу я у Господа, того (лишь) ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем все дни жизни моей, созерцать милость Господню и посещать храм Его» — стих 4 (рав Шалом-Ноах Березовский из Слонима, «Нетивот Шалом»).

Интересно, что эта просьба перекликается со словами Рамбама (Законы раскаяния 9, 1-2): в награду за выполнение заповедей в этом мире Всевышний создает человеку такие условия, при которых события и трудности этого мира не влияют на него и не препятствуют ему служить Творцу со спокойным сердцем.

Более того, продолжает Рамбам, времена Машиаха, о наступлении которых мы ежедневно молимся, не будут кардинально отличаться от времен нашего мира. Отличие будет только в том, что Всевышний освободит евреев из-под власти других народов и они смогут спокойно посвятить себя изучению Торы и служению Творцу.

В нашем мире часто человек чувствует себя как белка в колесе, ему приходится куда-то все время спешить, что-то выполнять и при этом постоянно «быть на связи», отвечая на бесконечные звонки и сообщения. Конечно же, не забывая при этом обновлять свои посты в соц. сетях и комментировать посты других. Даже свои мысли он должен подстраивать под общую волну.

Именно поэтому тот, кто хочет успешно подготовить себя к Рош а-Шана, когда все мы предстаем перед Судом Всевышнего, должен попытаться создать себе обстановку, при которой внешние раздражители этого мира не воздействуют на него. В Рош а-Шана человеку предстоит представить Всевышнему свой «жизненный бизнес-план» — как он хочет прожить следующий год. На основании этого плана Всевышний примет решение, какие ресурсы выделить человеку для выполнения плана и, в принципе, нужен такой человек в будущем году или нет.

Получается, что в этот особенный месяц нужно постараться найти время, чтобы пересмотреть свои поступки, раскаяться и ощутить особую близость к Творцу. Это время переосмыслить свой жизненный курс, переоценить свои ценности. В этот период можно попробовать прожить так, как это необходимо, а не так, как получается. И, естественно, в это время раскаяние легче принимается Всевышним.

Ктива вэ-хатима това (да будете Вы записаны на счастливый год в Книге Жизни, и пусть запись эта будет скреплена печатью).

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


Слово «Макаби» — аббревиатура стиха из Торы «Ми камоха баэлим Ашем», который стал девизом восставших. Отсюда и прозвище семьи священников Хашмонаим — Маккавеи (на иврите «Макабим»). Они удостоились помощи Свыше и довели восстание до победного конца. Именно в это время произошло чудо с храмовым маслом, которое мы отмечаем зажиганием ханукальных свечей. Но когда Хасмонеи воссели на царском троне, это не привело ни к чему хорошему: их правление завершилось не так удачно, как поднятое ими восстание. Читать дальше

История еврейского народа 12. Война Хашмонеев за Тору Израиля

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Маккавеи, первая война, Ханукальное чудо.

Йеуда аМакаби (Маккавей)

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»

Краткая биография Йеуды по прозвищу Макаби (в рус. транскрипции Маккавей )

Тора о Хануке. Почему восемь дней?

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Ханука — еврейский праздник зажигания свечей — символ физической победы Маккавеев над греками и окончательной духовной победы света над тьмой.

Йоси бен Йоэзер и Йоси бен Йоханан

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Власть Великого Собрания унаследовал Санхедрин (Синедрион) — совет, состоящий из 71-го старейшины. Во главе Санхедрина стояли два мудреца: наси (председатель) и его заместитель, ав бейт дин (верховный судья). Эти двое лидеров назывались зуг (пара).