Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Евреи не знают, Кому служат?

Темы: Христианство, Идолопоклонство, Рав Эльяким Залкинд, Качества Творца

Отложить Отложено

Что такое Б-г? Этот вопрос мне задал знакомый, не еврей. Я стал ему объяснять, что Его нельзя охарактеризовать… А он мне: у нас он характеризуется… грубо говоря, человеком, а у вас это кто? Вы не знаете, кому служите. Этот человек неверующий, но я хочу помочь ему выйти из тьмы, в которой он находится, помогите, пожалуйста. С.

Отвечает рав Эльяким Залкинд

Уважаемый С.,

Рассказывает Талмуд (Трактат Хулин, 59-60), как римский император (кейсар) обратился к раби Йеошуа бен-Ханания: «Я хочу увидеть вашего Б-га». Ответил раби Йеошуа: «Ты не сможешь». Возразил кейсар: «Я хочу, и ты обязан показать мне Его». Тогда поставил его раби Йеошуа бен-Ханания напротив солнца в дни месяца Тамуза (в разгаре лета) и сказал: «Смотри на солнце!» Ответил кейсар: «Не могу». Тогда сказал раби Йеошуа: «На солнце, одного из слуг Его, не способен ты смотреть. Тем более — на Него Самого!»

Одно из свойств нашего сознания — принимать за реальность только то и считаться только с тем, что можно увидеть, потрогать, по меньшей мере, ясно представить. Вещи же, которые трудно или, тем более, невозможно представить, легче всего просто объявить несуществующими или, в лучшем случае, находящимися вне пределов человеческого познания и интереса. Странно, что многие при этом, все же, не отрицают существование души или, хотя бы, мышления, которые ведь тоже не очень представимы.

«Сузив» таким образом реальность, можно выбирать и объект веры: что-нибудь «реальное», понятное, с чем удобно иметь дело. И этот подход не нов. Уже в поколении внука Адама, Эноша, еще при жизни самого Адама, люди стали искать среди сил, созданных Всевышним, такие, которым «доступно» служить, которые легче использовать для своих нужд. Они «полагали», что такова воля Создателя, что для того Он и создал эти силы — чтобы они служили посредниками между Ним и людьми. (См. об этом в книге Рамбама Мишнэ Тора, в начале Законов об идолопоклонстве — Авода зара, гл.1). Однако в глубине души они желали отдалиться от служения Творцу, от своего предназначения, о котором вначале было хорошо известно. Но выполнение этого предназначения требовало духовного усилия — большего, чем им хотелось, работы над собой, иногда — частичного отказа от своих стремлений. Люди знали, что Всевышний (временно) предоставляет им в этом свободу выбора, право уклониться от выполнения предназначения. Оставив служение Творцу, люди стали понемногу забывать о Нем, погружаясь в поклонение сотворенным Им высшим силам, а затем и звездам, солнцу, стихиям — огню, воде, земле; животным, даже насекомым, например, мухе… Возможно, и до сих пор кто-нибудь в мире думает, что ему может помочь звезда, или огонь, или муха. Или человек, или кто-то, имеющий образ человека. Еще греки поклонялись силам, которые считали правящими в этом мире, представляя их в образе людей.

Наши мудрецы называют эту культуру тьмой. Так и Вы назвали состояние Вашего знакомого, имея в виду его неверие. Но и выйдя из неверия, можно попасть в тьму упомянутых «чуждых» верований. «Чуждое служение» —идолопоклонство — называется так потому, что объекты поклонения чужды даже для тех, кто им служит. Т.к. идолы не могут сделать для них ничего! Ведь нет у них никакой силы, кроме той, что дает Всевышний. И те, кто отделяет себя от Источника жизни перегородками зависимости от идолов и различных сил, какими бы «духовными» те ни были, названы пребывающими во тьме, т.к. не видят света Истины и жизни.

Наш праотец Авраам, приведенный в мир спустя двадцать поколений после первого человека, искал Источник всего, уже забытый к тому времени, пока Всевышний не открылся ему в пророчестве. И тогда Авраам стал возвещать в мире истину о Нем и служить Ему. И Всевышний заключил союз с ним, а затем с его потомками, чтобы быть им Б-гом.

Потому мы знаем, Кому служим, — Царю царей над царями, Властелину всех сил, Творцу всех миров, Единственному Источнику существования всего, Всевышнему, благословен Он! И только Ему стоит служить, ведь всё существующее — только в Его руках, всецело зависит от Него. А Он беспределен, вне любых границ, поэтому никакое сознание, ни человека, ни любого самого высокого ангела или самой великой силы не способно представить себе Его. Ведь все сотворенное ограничено, следовательно, ограничено и сознание сотворенных, а ограниченное не может постичь безграничное.

Но, в действительности, не обязательно представлять себе какой-либо образ Творца. Наоборот, такое представление неминуемо оказывается неправдой и самообманом и умаляет раскрытие Его Величия. По той же причине — любой образ ограничен, Всевышний же безграничен. Только нужно знать, что Он существует и именно Он по-настоящему существует, вне зависимости от чего-либо другого, все же остальное зависит от Него, существует только по Его Воле. Любая сила — только продолжение Его силы и влияния. И когда люди поймут, наконец, после тысяч лет бесполезных верований, неверий и идей, что нет Властелина, Источника и Цели творения, кроме Него, тогда придут к исполнению своей задачи в этом мире.

С надеждой, что смогли ответить на Ваш вопрос, с уважением, Эльяким Залкинд

Материалы по теме


Пророк Моше в своей прощальной, напутственной речи, дает народу важные указания относительно судей и судебной системы, царя и многого другого. Читать дальше

Недельная глава Шофтим

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Шофтим»

Общее объяснение принципов земного и Б-жественного руководства Израилем на примере заповедей о судьях

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В Торе описывается разветвленная система руководства. Малые суды, Санхедрин и царь — это основные юридические инстанции.

Недельная глава Шофтим

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие эссе на тему недельной главы

На тему недельной главы. Шофтим

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

«Слушай, Израиль! Вы выходите ныне на сражение с врагами вашими, — обращался коэн к евреям перед боем. — Да не ослабеет сердце ваше, не бойтесь, не трепещите пред ними».