Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как сын Давида мог свататься к его наложнице?

Темы: Батшева, Шломо, Танах, Брак, Давид, Овадья Климовский

Отложить Отложено

Шалом! У меня вот какой вопрос. В Торе сказано, что близкие родственники не должны вступать в интимную связь. Это тяжкий грех. Как же следует понимать попытку сына Давида свататься за его жену (наложницу) Ависагу? И почему это так встревожило царя Шлома? П.

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемый П.!

Вы совершенно правы — на вдове отца жениться не разрешается. Однако Авишаг не была женой Давида. Из самого текста и пояснений комментаторов видно больше — она не была даже его наложницей, а только прислуживала ему, как было объявлено народу, когда искали подходящую кандидатуру. И хоть она грела его, лежа рядом, Давид ни разу не познал ее как женщину. Поэтому она была разрешена тому из его детей[1], кто станет царем. Не любому, а именно царю — так как она была в услужении у царя, никто иной не имел права жениться на ней. И здесь мы подходим к ответу на Ваш второй вопрос — почему царь Шломо так остро отреагировал на просьбу Адонияу отдать ему в жены Авишаг. Он прекрасно понял, что брат не собирается отступать от своего намерения захватить трон[2] и женитьба на бывшей служанке (которая в глазах других людей была кем-то большим, чем простая прислуга) царя Давида стала бы очередным политическим ходом в подготовке к перевороту. Сама просьба выглядела невинной: если, мол, сам не хочешь жениться на ней, разреши мне — я ведь, все же, принц, как и ты. Однако мудрому Шломо было ясно: если бы Адонияу это удалось, он не преминул бы воспользоваться этим для политической интриги. Ведь тем самым он получил бы возможность убеждать всех, что он — истинный наследник престола, поскольку другой не имел права жениться на ней. Разгадав намерения брата, Шломо расценил их как покушение на корону, что по Закону карается смертью.

Остается, правда, вопрос: на что рассчитывал Адонияу, посылая Бат-Шеву с такой просьбой? Известные комментаторы Танаха не писали об этом, оставляя нам возможность поразмыслить. От ученых людей я слышал, что Адонияу поручил Бат-Шеве не передавать его просьбу царю Шломо, а попросить самой. Он надеялся, что если Бат-Шева скажет так: все же обидели человека, отняли царство, на которое он, может, и необоснованно, но рассчитывал. Так хотя бы разреши ему жениться на Авишаг, если сам не хочешь. Шломо, скорее всего, не стал бы отказывать матери и поступился бы такой малостью. Но известно, что Шауль потерял возможность передать корону сыновьям именно из-за подобной малости — поступиться честью трона. Вероломный брат подождал бы несколько лет, а потом обратил бы внимание общественности на тот факт, что на Авишаг женат именно он, а не Шломо. И позаботился бы о том, чтобы никто не узнал, что это произошло благодаря просьбе Бат-Шевы. Расчет Адонияу был верен во всем, кроме одного — он недооценил проницательность брата…

С уважением, Овадья Климовский


[1] Это подсказывает и простая логика — ведь если бы она в принципе была запрещена детям Давида как наложница отца, Бат-Шева сама пристыдила бы Адонияу за то, что обращается к ней с такой просьбой, и тем более не пошла бы ходатайствовать за него перед Шломо.

[2] Ему также было известно о сговоре брата с людьми, занимавшими при царе Давиде ключевые посты в государстве. Шломо понимал, что именно они подбивают Адонияу укреплять свои позиции, надеясь на получение должностей, когда он захватит трон.

Материалы по теме


Десять лет жизни посвятил Рамбам написанию этого знаменитого труда, в котором он предпринял попытку составить полный кодекс законов по всем вопросам, связанным с выполнением заповедей. Читать дальше