Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как сын Давида мог свататься к его наложнице?

Темы: Батшева, Шломо, Танах, Брак, Давид, Овадья Климовский

Отложить Отложено

Шалом! У меня вот какой вопрос. В Торе сказано, что близкие родственники не должны вступать в интимную связь. Это тяжкий грех. Как же следует понимать попытку сына Давида свататься за его жену (наложницу) Ависагу? И почему это так встревожило царя Шлома? П.

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемый П.!

Вы совершенно правы — на вдове отца жениться не разрешается. Однако Авишаг не была женой Давида. Из самого текста и пояснений комментаторов видно больше — она не была даже его наложницей, а только прислуживала ему, как было объявлено народу, когда искали подходящую кандидатуру. И хоть она грела его, лежа рядом, Давид ни разу не познал ее как женщину. Поэтому она была разрешена тому из его детей[1], кто станет царем. Не любому, а именно царю — так как она была в услужении у царя, никто иной не имел права жениться на ней. И здесь мы подходим к ответу на Ваш второй вопрос — почему царь Шломо так остро отреагировал на просьбу Адонияу отдать ему в жены Авишаг. Он прекрасно понял, что брат не собирается отступать от своего намерения захватить трон[2] и женитьба на бывшей служанке (которая в глазах других людей была кем-то большим, чем простая прислуга) царя Давида стала бы очередным политическим ходом в подготовке к перевороту. Сама просьба выглядела невинной: если, мол, сам не хочешь жениться на ней, разреши мне — я ведь, все же, принц, как и ты. Однако мудрому Шломо было ясно: если бы Адонияу это удалось, он не преминул бы воспользоваться этим для политической интриги. Ведь тем самым он получил бы возможность убеждать всех, что он — истинный наследник престола, поскольку другой не имел права жениться на ней. Разгадав намерения брата, Шломо расценил их как покушение на корону, что по Закону карается смертью.

Остается, правда, вопрос: на что рассчитывал Адонияу, посылая Бат-Шеву с такой просьбой? Известные комментаторы Танаха не писали об этом, оставляя нам возможность поразмыслить. От ученых людей я слышал, что Адонияу поручил Бат-Шеве не передавать его просьбу царю Шломо, а попросить самой. Он надеялся, что если Бат-Шева скажет так: все же обидели человека, отняли царство, на которое он, может, и необоснованно, но рассчитывал. Так хотя бы разреши ему жениться на Авишаг, если сам не хочешь. Шломо, скорее всего, не стал бы отказывать матери и поступился бы такой малостью. Но известно, что Шауль потерял возможность передать корону сыновьям именно из-за подобной малости — поступиться честью трона. Вероломный брат подождал бы несколько лет, а потом обратил бы внимание общественности на тот факт, что на Авишаг женат именно он, а не Шломо. И позаботился бы о том, чтобы никто не узнал, что это произошло благодаря просьбе Бат-Шевы. Расчет Адонияу был верен во всем, кроме одного — он недооценил проницательность брата…

С уважением, Овадья Климовский


[1] Это подсказывает и простая логика — ведь если бы она в принципе была запрещена детям Давида как наложница отца, Бат-Шева сама пристыдила бы Адонияу за то, что обращается к ней с такой просьбой, и тем более не пошла бы ходатайствовать за него перед Шломо.

[2] Ему также было известно о сговоре брата с людьми, занимавшими при царе Давиде ключевые посты в государстве. Шломо понимал, что именно они подбивают Адонияу укреплять свои позиции, надеясь на получение должностей, когда он захватит трон.

Материалы по теме


В главе Ваэра рассказывается о первых семи Казнях Египетских, которые Вс-вышний обрушил на фараона и египтян. Читать дальше

Недельная глава Ваэра

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваэра

Начало главы Ваэра. Книга Шмот 12

Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»

«Ваэра» («И я явил себя»)

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованиемотпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. В доказательство, что Моше действительно послан Б-гом, Всевышний велит ему явить фараону чудо: превратить свой посох в змея. Фараон отказывается выполнить требование Всевышнего. За этим следуют десять ударов по Египту, которые должны заставить фараона подчиниться требованию Б-га. О каждом из них Моше заранее предупреждает фараона. Каждый из них представляет собой чудо, совершаемое Моше и Аароном.

Ваэра. Я выбираю свободу

Рав Ефим Свирский