Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Непохож тот, кто изучал раздел Торы 100 раз, на того, кто изучил его 101 раз.»Вавилонский Талмуд, трактат «Хагига»

Что делать тому, кто забыл попросить о дождях в молитве?

Темы: Дождь, Земля Израиля, Заповеди, Молитва, Обычаи

Отложить Отложено

Здравствуйте. Когда мы начинаем просить о дожде в молитве? И что делать тому, кто забыл? Спасибо.

Отвечает рав Нахум Желязник

Здравствуйте!

После осенних праздников наступает зимний период, или «период дождей», в связи с чем вносятся некоторые изменения в молитву Амида («Шмонэ Эсрэ»).

Изменение первое: «Посылающий ветер и Дарующий дождь» (Машив а-руах у-Морид а-гашем).

Начиная с молитвы Мусаф в праздник Шмини Ацерет )как в Израиле, так и в диаспоре) и заканчивая молитвой Мусаф[i] первого дня праздника Песах, в Амиде (во втором благословении «Ата Гибор» — «Беспредельно могущество Твое…») восхваляют Творца за то, что Он посылает дождь — Машив а-руах у-Морид а-гашем.

Тот, кто не упомянул дожди в молитве там, где это полагается согласно Сидуру (молитвеннику), и вспомнил об упущении до окончания молитвы, поступает в соответствии с правилами, приведенными ниже.

Заметим, что этот закон для жителей Израиля несколько отличается от закона для жителей диаспоры. Это связано с различиями в обычаях: в Израиле в тот период, когда не молятся о дожде, в этом месте молитвы принято произносить «Морид а-таль» (Дарующий росу). Эти слова в какой-то мере заменяют (постфактум) вставку о дожде, поскольку содержат хотя бы частичное восхваление Всевышнего. За пределами Израиля обычай — ничего не произносить, и отсутствие какого восхваления «портит» молитву.

Ниже приведены законы в соответствии с постановлениями Мишна Брура.

Для Израиля:

  1. Если вспомнили о пропущенной вставке в середине благословения «Ата Гибор» — «Беспредельно могущество Твое…», закон следующий: закончить (по смыслу) предложение, которое читаем, произнести вставку о дожде и читать дальше с того места, где прервались на вставку.
  2. Если вспомнили в конце благословения «Ата Гибор» (начали произносить «Вэ-нээман Ата…» — «И верен Ты Своему обещанию возвратить мертвым жизнь…»), закон: произнести вставку, возвратиться к «Вэ-нээман Ата…» и читать далее по тексту.
  3. Если произнесли Имя («барух Ата а-Шем» — «Благословен Ты, Б-г…») в конце благословения «Ата Гибор», закон: читать дальше, как будто ничего не пропустили, поскольку упомянули «Морид а-таль» — «Дарующий росу» (см. выше).
  4. Если закончили «Ата Гибор», но еще не начали следующее за ним благословение «Ата Кадош» — «Ты свят…», закон такой же, как в п. 3.
  5. Если начали читать «Ата Кадош», закон такой же, как в п. 3.

Для диаспоры:

  1. Если вспомнили о пропущенной вставке в середине благословения «Ата Гибор» — «Беспредельно могущество Твое…», закон следующий: закончить (по смыслу) предложение, которое читаем, произнести вставку о дожде и читать дальше с того места, где прервались на вставку.
  2. Если вспомнили в конце благословения «Ата Гибор» (начали произносить «Вэ-нээман Ата…» — «И верен Ты Своему обещания возвратить мертвым жизнь…»), закон: произнести вставку, возвратиться к «Вэ-нээман Ата…» и читать далее по тексту.
  3. Если произнесли Имя («барух Ата а-Шем» — «Благословен Ты, Б-г…») в конце благословения «Ата Гибор», закон следующий: сказать «ламдэни Хукеха» (вторая часть стиха Тэилим 119:12: «Благословен Ты, Господи, — научи меня уставам Твоим»: первая часть этого стиха подобна началу благословения, поэтому, если человек начал произносить благословение и хочет его «отменить», он произносит вторую часть этого стиха — и тогда получается, что он не произнес благословение впустую, а просто прочитал стих из Тэилим). Затем произнести вставку, возвратиться к «Вэ-нээман Ата…» и читать далее по тексту.
  4. Если закончили «Ата Гибор», но еще не начали следующее за ним благословение «Ата Кадош» — «Ты свят…», закон — произнести вставку и читать «Ата Кадош…».
  5. Если начали читать «Ата Кадош», возвращаются к началу молитвы «Шмонэ Эсрэ».

Изменение второе: «Вэ-тэн таль у-матар» («И пошли росу и дождь»).

В благословении «Меварэх а-Шаним» («Благословляющий годы», 9-ое благословение), начиная с молитвы Маарив 7-го Хешвана в Израиле и с молитвы Маарив в ночь на 5-е декабря[ii] за пределами Израиля и заканчивая молитвой Минха в канун Песаха (включительно), просят Всевышнего о дожде.

Говорят: «Вэ-тэн таль у-матар аль пнэй а-адама» («И пошли росу и дождь на землю…»).

Если забыли произнести эту вставку, законы такие:

  1. Если в середине благословения «Меворэх а-Шаним» вспомнили, что пропустили просьбу о дожде, произносят эту просьбу и читают далее по тексту.
  2. Если вспомнили в конце благословения «Меворех а-Шаним» (начали читать «у-варэх шнатэну» — «и благослови этот год»), произносят просьбу о дожде, возвращаются к «у-варэх шнатэну…» и читают далее по тексту.
  3. Если вспомнили, когда уже произнесли Имя («Барух Ата а-Шем») в конце благословения «Меворэх а-Шаним», то заканчивают благословение, произносят просьбу о дожде[iii] и читают следующее благословение («Тка бэ-шофар…» — «Протруби в великий шофар…») и далее.
  4. Если вспомнили, когда закончили «Меворэх а-Шаним», но еще не начали следующее за ним (10-ое) благословение «Тка бэ-шофар», то произносят просьбу о дожде и продолжают читать «Тка бэ-шофар» и далее.
  5. Если вспомнили, когда уже начали читать благословение «Тка бэ-шофар», то просят о дожде в благословении «Шомеа Тфила[iv]» («Внимающий молитве», 16-ое благословение).
  6. Если вспомнили, когда закончили благословение «Шомеа Тфила», но еще не начали следующее (17-ое) благословение «Рце» («Отнесись благосклонно…»), то произносят просьбу о дожде и продолжает читать «Рце» и далее.
  7. Если вспомнили, когда начали читать благословение «Рце», то возвращаются к 9-му благословению — «Меворэх а-Шаним».
  8. Если закончили всю молитву (сошли с места, на котором молились), возвращаются к началу молитвы

Человек сомневается, помолился он о дожде или забыл

Часто случается, что мы молились недостаточно внимательно и не помним, прочли вставки или нет. Как поступать в этом случае?

Если прошло 30 или более дней с тех пор, как мы начали читать молитву с этими вставками, предполагаем, что, скорее всего, всё было прочитано правильно. 30 дней — это период привыкания, за это время чтение вставок стало «автоматическим» (если человек молится 3 раза в день). Если же 30 дней еще не прошли, скорее всего, «автомат» выдал предыдущий — для нынешнего периода ошибочный — вариант, и ошибку надо (или не надо) исправлять, см. законы, приведенные выше.

С уважением, Нохум Желязник


[i] В самой молитве Мусаф в земле Израиля уже произносят летний вариант — «Морид а-таль». Но в диаспоре в Мусафе еще просят о дожде, и только при повторении молитвы хазан (кантор) читает Молитву о росе. Это служит «объявлением» об изменении (сказанное верно для «Нусах Ашкеназ»).

[ii] А если это декабрь перед високосным годом (когда добавляют 29-ое февраля), то начинают просить на день позже — в ночь на 6-ое декабря.

[iii] Рав Йеуда Чезнер (Сиах Тфила 20:10:5) на основании постановления Маген Авраам и Шаарей Тшува. А тот, кто хочет исправить ошибку наилучшим образом, учитывая также мнение Мишна Брура, пусть попросит о дожде вторично в благословении «Шомеа Тфила» — «Внимающий молитве» (там же).

[iv] Т. е. произносит «Вэ-тэн таль у-матар аль пней а-адама» («И пошли росу и дождь на землю…») после слов «у-мильфанэха Малкену рэйком аль тэшивену» («И от Себя, Царь наш, не отсылай нас без ответа»).

Материалы по теме


О жизни евреев в России написано так много, что даже слишком. И, тем не менее, даже среди евреев мало кто знает о трагической доле кантонистов. А ведь и погромы — как ни страшны и бесчеловечны они не были — бледнеют перед ней. Читать дальше

Кантонисты: «Архипелаг» для еврейских детей

Валерий Каджая

О жизни евреев в России написано так много, что даже слишком. И, тем не менее, мало кто знает даже среди евреев о трагической доле кантонистов. А ведь даже погромы, как ни страшны и бесчеловечны они ни были, бледнеют перед ней.

Хaфец Хаим и кантонист

Азриэль Казаков

Как делать людям замечания, если уж делать?

Непогасшие искры 4. Субботники в Каширском уезде Тульской губернии

Неизвестный автор,
из цикла «Непогасшие искры. Пленные евреи и русские субботники»

Секта быстро распространялась, несмотря на активное противодействие церкви и гражданских властей. Последователи ее появились в Коломенском и в Серпуховском уездах Московской губернии.

О «кантонистском проекте» и его последствиях

Рав Йосеф Менделевич,
из цикла «О «кантонистском проекте» и его последствиях»

В 1827 году царь Николай I издал указ о мобилизации еврейских детей, не достигших тринадцатилетнего возраста, в русскую армию