Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Один из руководителей общины Йерушалаима. Родился в белорусском городе Пинске. Получил традиционное «литовское» воспитание.

Раби Йешая бар Иссахар-Бер Бардаки (5550-5623 /1790-1863/ гг.) — один из руководителей общины Йерушалаима.

Родился в белорусском городе Пинске. Получил традиционное «литовское» воспитание.

В 5570 /1810/ году двадцатилетний р. Йешая, оставшись после смерти своей жены с двумя маленькими детьми, решил переселиться в Землю Израиля.

Почти в самом конце трудного морского путешествия произошла трагедия. Попав в шторм недалеко от берега Акко, корабль потерпел крушение. Р. Йешая, который был великолепным пловцом, сумел доплыть по бушующему морю до берега — с двумя детьми, держащимися за его плечи (Гдолей адорот).

Он присоединился к цфатской общине последователей Виленского Гаона, которую возглавляли ближайшие ученики Гаона: сначала р. Менахем-Мендл из Шклова, а затем, с 5576 /1816/ года, р. Исраэль из Шклова.

В 5583 /1823/ году р. Йешая Бардки женился на дочери р. Исраэля из Шклова и с годами стал его ближайшим помощником в деле управления общиной.

В начале 5590-х /1830-х / годов р. Йешая переехал в Йерушалаим.

После разрушительного цфатского землетрясения 5597 /1837/ года, когда тысячи человек были погребены под обломками своих домов, большинство евреев, уцелевших в этой катастрофе, переселилось в Йерушалаим. Р. Исраэль из Шклова и р. Йешая Бардки построили для беженцев из Цфата новый дом молитвы, названный Суккат шалом («Куща мира»).

В 5699 /1839/ году, после смерти р. Исраэля из Шклова, р. Йешая сменил его во главе общины выходцев из Цфата, а затем возглавил и всю ашкеназскую общину Йерушалаима.

Синагогу Суккат шалом, в которой он преподавал и молился, евреи Йерушалаима стали называть Хацеро шель р. Йешая (Двор р. Йешая) или просто Хацер (Двор).

Р. Йешая Бардки был первым (и единственным) ашкеназским раввином Йерушалаима, которому турецкий султан присвоил официальный титул хахам баши (Главный раввин).

Наряду с выполнением своих раввинских обязанностей, р. Йешая также служил в австро-венгерском посольстве помощником консула. Свои дипломатические связи он использовал для отстаивания интересов еврейской общины — именно по каналам австрийского почтового ведомства в Йерушалаим поступали благотворительные средства, собранные евреями всей Европы.

Р. Йешая занимался распределением этих средств, стремясь оказать посильную помощь каждой нуждающейся семье.

Однажды к р. Йешае обратился иерусалимский еврей, попросивший немедленно предоставить ему определенную сумму денег. Поскольку деньги из Европы еще не прибыли, р. Йешая объяснил посетителю, что общинная касса пуста, и он ничем не может ему помочь. Отчаявшись, посетитель потерял самообладание и в порыве гнева ударил раввина по щеке. Р. Йешуа поборол в себе желание нанести ответный удар — он попросил гостя подождать несколько минут, а сам бегом отправился в город и занял необходимую сумму. Вручая посетителю деньги, р. Йешая извинился за то, что сразу не понял до какой степени гость нуждается в его помощи. «Если бы я сразу сообразил, в каком затруднительном положении вы находитесь, — пояснил он, — я бы тотчас же добыл для вас эти деньги!» (Гдолей адорот).

В 5615 /1855/ году вместе с р. Шмуэлем Салантом р. Бардки основал начальную ешиву Эц хаим («Древо жизни»), в которой обучались дети до тринадцати лет, — эта школа вскоре стала самой популярной в Йерушалаиме.

В 5616 /1856/ году р. Йешая получил уведомление о том, что наследник австрийского престола эрцгерцог Максимилиан, прибывший в Йерушалаим, посетит его дом. К назначенному часу р. Йешая пригласил к себе всех руководителей еврейской общины. Однако августейший гость сильно задерживался — а тем временем наступил час, когда произносят послеполуденную молитву Минха. Но как только все собравшиеся погрузились в молитву, распахнулась дверь — и шамаш (служка) объявил, что кавалькада эрцгерцога приближается. Прервав молитву, все руководители общины бросились навстречу августейшей особе, и лишь р. Йешая, помнивший, что он предстоит перед Царем царей — Творцом мира, с воодушевлением продолжил молиться. Вошедший гость с глубоким почтением наблюдал за молитвой седовласого мудреца. После завершения минхи он поблагодарил р. Йешаю за доставленное ему духовное наслаждение и сказал, что никогда в жизни не забудет той святой и чистой молитвы, при которой ему довелось присутствовать (Гдолей адорот).

Когда несколько лет спустя старший брат эрцгерцога Максимилиана, император Франц-Йосеф, тяжело заболел, к р. Йешае обратились из Вены с просьбой помолиться за исцеление монарха у Стены Плача. И хотя р. Йешая никогда не молился у Стены плача из-за особого трепета, который он испытывал перед этим святым местом, в данном случае он откликнулся на просьбу венского двора — его молитва была принята в Небесах, и состояние больного, казавшееся безнадежным, резко улучшилось. По выздоровлении император направил р. Йешае специальное благодарственное послание. Это послание из поколения в поколение хранилось в его семье (Сарей амеа 2:33).

Р. Йешая Бардки умер в Йерушалаиме восемнадцатого хешвана 5623 /1862/ года.

С разрешения издательства Швут Ами


В этой главе Тора продолжает повествовать о жизни праотца Яакова: Яаков возвращается в родные края, где ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Читать дальше

Недельная глава Ваишлах

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваишлах

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Почему молчал Яаков?

Борух Шлепаков

Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

«ВАИШЛАХ» («И ПОСЛАЛ»). Две опасности

Рав Бенцион Зильбер

Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.

Сделка с дьяволом или сила духа?

Рав Арье Кацин

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Врата востока. Недельная глава Ваишлах

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Ваишлах

Рав Реувен Пятигорский

По материалам газеты «Исток»