Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Знаменитый комментатор Писания. Возглавлял ешиву в г. Саморе, в королевстве Кастилия

Раби Ицхак бар Моше Арама (Бааль Аакеда; ок. 5180-5254 /ок.1420-1494/ гг.) — знаменитый комментатор Писания.

Возглавлял ешиву в г. Саморе, в королевстве Кастилия. Затем был раввином общины г. Таррагоны, расположенного на берегу Средиземного моря, южнее Барселоны.

Составил комментарий на Пятикнижие, названный Акедат Ицхак (Жертвоприношение Ицхака). Его толкования отличаются особенной глубиной и поэтической образностью.

Комментируя стих «Жизнь и смерть Я даю тебе, …избери же жизнь» (Дварим 30:19), р. Арама приводит притчу о трех сыновьях царя, попавших в прекрасный сад, полный изумительных плодов и сокровищ. Перед входом в сад их предупредили, что в определенный момент им обязательно придется уйти, и они не смогут вынести с собой ни плодов, ни сокровищ. И вот, один из сыновей набросился на плоды и без устали поедал их, пока не заболел и не оказался на краю гибели. Второй сын, забыв об еде и сне, без устали набивал мешок за мешком драгоценными камнями и слитками золота, — а, когда пришло время покидать сад, стражники, поколотив его, отобрали все собранные сокровища. И лишь третий сын уделил все время вдумчивому изучению чудес сада: и, в конце концов, он постиг, что прекрасный сад не вырос сам по себе, но он создан по единому плану — каждая деталь в нем продумана и связана со всем остальным. И он принялся искать мудрого хозяина сада, чтобы более глубоко постичь его замысел…

Подводя итоги сказанному, р. Арама заключает: «Царь царей направляет своих смертных сыновей в этот мир, чтобы они, действуя в нем надлежащим образом, смогли бы удостоиться жизни в Будущем мире. …Но очень многие растрачивают свои дни в погоне за наслаждениями, стремясь насытить свои желания, — в конце концов, душа выпорхнет из тела, и они будут отсечены от Будущего мира или подвергнуты карам Геинома, …поскольку следуя своим вожделениям, они много грешили. Другие, и таких тоже очень много, самоотверженно посвящают все свои дни накоплению имущества. Однако, к концу своих дней, они настолько глубоко погружаются в заботу о материальных благах, что утрачивают образ Всевышнего, по подобию Которого они были созданы. И когда они покидают мир, им не позволяют взять с собой накопленные сокровища… И лишь считанные единицы, постоянно размышляя, пытаются постичь предназначение бытия, — они “избирают жизнь”, посвящая свои дни изучению Торы и исследованию сотворенного мира, чтобы, познавая мудрое устройство Вселенной, приблизиться к познанию ее Творца».

Книга Акедат Ицхак была впервые напечатана в типографии г. Салоники в 5282 /1522/ году.

В 5252 /1492/ году, после изгнания евреев из Испании, р. Арама поселился в итальянском городе Неаполе; он скончался через два года после изгнания.

С разрешения издательства Швут Ами


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»