Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Каждый, кто дает подаяние с недобрым выражением лица или скривившись, даже если подал тысячу золотых — не исполнил заповеди и нет у него заслуги»Рамбам, «Подарки бедным», глава 10
Что страшнее, испытание бедностью или испытание богатством?

«Вот что давать им, каждому, проходящему для пересмотра: половину шекеля…» (Шмот 30:13). Раши[1] комментирует: «“Вот что давать…” — Б-г показал Моше нечто вроде огненной монеты весом в половину шекеля и сказал: “Такую дайте”».

Если Все ышний решил по какой-то причине показать Моше форму монеты, которую евреи должны давать «при исчислении их», почему Он показал именно «огненную» монету, а не обычную монету в полшекеля?

Следующие истории помогут нам найти ответ на этот вопрос.

Гаон раби Йеошуа-Лейб Дискин[2] обычно давал урок лучшим ученикам Бриска, своего города, а в заключение произносил несколько слов о еврейской этике. На одном из уроков раввин говорил об испытаниях, которые ждут человека в этом мире, и о способах противостоять им:

— Есть испытание бедностью, которому многие из нас подвергаются каждый день и каждый час, — сказал рав. — Но бывает и большее испытание. Это испытание богатством. Когда человек богатеет и достигает величия, он склонен забывать, из Чьих рук получил всё это, и начинает скупиться так, словно эти деньги принадлежат только ему. Более того, богатство может заставить человека забыть о Всевышнем, как сказано (Дварим 32:15): «И утучнел Йешурун, и стал брыкаться… и оставил он Б-га, Создавшего его».

В тот же день к раву домой пришел один из учеников. Зубы парня стучали, а руки дрожали от страха. На вопрос, что случилось, юноша ответил:

— Большое несчастье выпало на мою долю. Я только что получил известие, что выиграл в лотерею огромную сумму денег. Но именно сегодня на уроке вы говорили, что богатство очень опасно для человека. Вот почему я так испугался.

Рав Дискин улыбнулся и успокоил ученика:

— Верно, что богатство может стать препятствием в жизни. Но в каком случае? Только когда человек не осознает этого. Тому же, кому изначально известна связанная с ним опасность, кто готов к этому, богатство не принесет никакого ущерба. Наоборот, оно может принести своему владельцу большую пользу. Тот, кто разбогател, должен произнести благословение «… Который добр и творит добро» с упоминанием Имени Всевышнего и Его царства[3], чтобы поблагодарить Творца за это.

Ученик произнес благословение, и рав Дискин ответил «амен».

Нечто подобное сказал и гаон раби Хаим из Бриска[4] богачу, потерявшему всё состояние. Тот оплакивал свою горькую участь и спросил рава Хаима:

— Раби, скажи мне, из-за чего я потерял богатство? В чем причина?

— Приведу тебе притчу, — ответил раби Хаим. — Представь себе человека, который подарил сыну нож, чтобы тот пользовался им для всех своих нужд. Сын поблагодарил отца и взял нож, чтобы резать пищу. Но однажды он сошел с ума и решил проверить остроту ножа на собственных пальцах. Отец немедленно отобрал у него нож — ведь не для такого использования нож был предназначен. То же самое и с деньгами: Всевышний дал тебе богатство, но ты не использовал его должным образом — не давал милостыню, не занимался благотворительностью. Творец увидел, что ты не используешь деньги по назначению, и забрал их у тебя…

Отсюда ясно, что богатство, с одной стороны, может быть благословением, а, с другой, может быть опасно для своего владельца, привести его к духовному падению. Всё зависит от того, как использовать богатство. И это подводит нас к ответу на наш вопрос — согласно подходу раби Нахмана из Бреслава[5]:

Всевышний показал Моше Рабейну огненную монету, т. к. между огнем и монетой существует сходство. У огня два назначения: одно — улучшать жизнь, варить, согревать, освещать; другое же — сжигать и испепелять. От человека зависит, как будет использован огонь.

То же самое и с монетой: если человек знает, как правильно обращаться с деньгами, деньги для него будут добром и благословением. Но если, не дай Б-г, он скупится или разбазаривает деньги — не дает милостыню нуждающимся и покупает то, что запрещено еврейским Законом, то монета, как и огонь, может причинить вред и сжечь.

Еще один ответ на наш вопрос находим в истории о раби Хаиме из Воложина[6].

Раби Хаим умел максимально полагаться на Творца и старался передать это умение всем, кто был готов слушать его советы и наставления.

Один богатый человек всю жизнь давал большие суммы на благотворительность. Но однажды удача отвернулась от него, бизнес рухнул и большая часть его денег пропала. Он пришел к раби Хаиму из Воложина с вопросом: следует ли ему в такой сложный период продолжать тратить деньги на благотворительность, как он делал в прошлом? Ведь тогда ему придется занимать деньги. Не требует ли закон уменьшить расходы на благотворительность, невзирая на вопли нищих, полагавшихся на его помощь? Или же всё-таки лучше влезть в долги, невзирая на риск полностью разориться?

Раби Хаим не торопился с ответом. Он вновь и вновь анализировал ситуацию с позиции Торы и в итоге постановил:

— Ты должен давать милостыню как раньше и раздавать деньги, как велит твоя милосердная душа. Не бойся разориться — известно, что от трат на благотворительность еще ни один человек не проиграл.

Бывший богач решил поступить так, как сказал раби Хаим.

Через несколько недель от благотворителя пришла телеграмма, которая сообщала: совет раби Хаима принес благословение. Колесо судьбы вновь повернулось, и этот человек выиграл в лотерею огромную сумму — сотни тысяч рублей. Рав очень обрадовался, услышав эту новость, и перед уроком рассказал о чудесном случае в ешиве — чтобы дать ученикам ощутить, что такое Б-жественное провидение, как Всевышний управляет миром…

Это в очередной раз показывает: когда человек дает деньги на благотворительность, он не потерпит убытка, хотя кажется, что у него становится меньше денег.

Отсюда и наш ответ. Всевышний не зря показал Моше «огненную монету». В этом заключался важный урок для народа Израиля. Когда зажигают огонь от другого огня, первый огонь не уменьшается. Так и тот, кто дает милостыню, может не бояться обеднеть, поскольку от помощи бедным его состояние не становится меньше (Лэламедха).


[1] Раби Шломо Ицхаки (4800-4865 /1040-1105, Франция, ешивы Германии) — выдающийся комментатор Танаха и Талмуда.

[2] Раби Йеошуа-Лейб бар-Биньямин Дискин (Маариль Дискин; 5579-5658 /1819-1898, Бриск — Иерусалим) — выдающийся законоучитель, один из духовных лидеров поколения.

[3] «Благословен Ты, Господь, Б-г наш, Царь вселенной, Который добр и творит добро» (Барух Ата а-Шем Элокейну Мелех а-олам, а-Тов вэ-а-Мейтив).

[4] Раби Хаим Брискер, раби Хаим бар-Йосеф-Дов а-Леви Соловейчик (5613-5678 / 1853-1918) — выдающийся еврейский законоучитель, исследователь Торы и преподаватель талмудической литературы. Продолжатель династии мудрецов Торы из Бриска (Бреста).

[5] Раби Нахман бар-Симха из Бреслава (5532-5571 / 1772-1810) — выдающийся праведник, основатель течения Бреслав в хасидизме.

[6] Раби Хаим бар-Ицхак из Воложина (раби Хаим Воложинер; 5509-5581 / 1749-1821) — выдающийся талмудист ближайший ученик Виленского Гаона; основатель Воложинской ешивы, «матери всех литовских ешив».


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Наш мир слишком жесток для того, чтобы приводить сюда детей?

Сегодня, отвечает Рика Гдалевич

Как объяснить шестилетней дочери, что ТАК делать нельзя?

26 апреля, отвечает Ципора Харитан

Если ребенок «испортился» в еврейской школе, перевести его в обычную?

21 апреля, отвечает Ита Минкина

О рассечении Тростникового моря (в русской традиции — Красного моря; на иврите — Ям Суф) рассказывается в в Пятикнижии, в книге Шмот. Евреи вышли из Египта, наказанного за их порабощение десятью Казнями Египетскими, и подошли к морю. Египтяне их преследовали. И Вс-вышний сделал чудо: море расступилось перед евреями и пропустило их, а затем сомкнулось и поглотило египтян Читать дальше