Важное сообщение для учителей

Дисциплинарные проблемы вне и внутри класса не одинаковы. Это объясняется несколькими причинами:

  1. Вне класса намного больше обстоятельств отвлекают учеников.
  2. Атмосфера вне класса необычна, и возникает чувство, что «это совсем другое дело».
  3. Вне класса учитель вынужден следовать школьным правилам более строго, чем обычно. Если у себя на уроке послабления и отсутствие структуры могут его устраивать, это может не подходить при внеклассной работе, при работе с другими учителями или со всей школой вместе. Когда делают общий школьный выход или костер, школьные правила важнее правил учителя в его классе, поэтому они могут нарушать его стиль. А ученики при этом могут еще выражать возмущение новыми порядками.

Имея в виду эти проблемы, рав Кальман Бауман, директор Торат Эмет Экэдеми в Майами, Флорида, предлагает следующие важные дисциплинарные указания:

Линейка

Место, где маленький ребенок стоит в ряду, может быть для него критически важно, особенно, когда детей выстраивают для отдыха между уроками у воды. Первое место в ряду можно выделить как награду или в соответствии с местами, где сидят дети. Так же, как немудро и жестоко игнорировать или принижать что-то важное для другого человека, большая ошибка для учителя не обращать внимания на желание ученика стоять в линейке рядом с другом.

Чтобы избежать необходимости уступать особым просьбам, постарайтесь сделать построение на линейку, насколько возможно, беспристрастным и автоматичным. Ваши ученики должны понять этот порядок и признать его справедливым, иначе будут возникать постоянные войны. Один из простых и эффективных методов — выстраивать детей в линейку по рядам, так, как они сидят в школе, а потом менять по очереди ряды местами. Таким образом, даже дети, которые сидят в классе на последних рядах, иногда будут оказываться во главе.

Какова бы ни была ваша система, предварительно добейтесь ее одобрения учениками.

Метод движения

Построение ваших учеников вне класса — будь то одна колонна, пары или «свободное распределение» — также должно быть ясным еще до выхода. Младших учеников лучше вести одной шеренгой или, если их много, парами.

В коридоре не позволяйте детям бегать, разговаривать и есть. Старайтесь, чтобы все шли по одной стороне. В некоторых случаях, таких как тренировка на случай пожара, каждый заранее должен знать свое место.

Правила в коридоре следует хорошо объяснить и подчеркнуть. Дайте почувствовать ученикам, что шум может помешать другим классам, а бег привести к травмам, особенно маленьких детей, которые к этому не готовы.

Проходя по коридору, пусть класс передвигается мало-помалу. Например, десять метров от класса по направлению к огнетушителю и потом остановка. А когда конец шеренги уже вышел в коридор, встаньте в ее начало и проведите ее в следующий пункт. Эти передвижения с остановками позволяют учителю контролировать большую группу. Это принципиально важно, когда дети проходят повороты.

Противопожарные учения

Тренировки на случай пожара требуют особого внимания. Каждый учитель должен точно знать, что делать в экстренном случае, и послушание учеников должно быть абсолютным, без всяких вопросов, потому что каждая секунда при пожаре является критической. Кроме того, все должно проходить в абсолютном молчании. Противопожарные учения — священнодействие, к которому нельзя легко относиться.

Прогулки

Дети на прогулке обычно ведут себя достаточно бурно, и иногда их трудно дисциплинировать. Конечно, имея в виду безопасность и внешние приличия, дайте детям во время прогулки немного свободы.

Дети должны доказать, что они достойны прогулки, следуя вашим инструкциям в классе. Если их поведение не заслуживает выхода, тогда объясните, что это не месть, а естественное следствие их поведения. Ведь, если они вас не слушаются в относительно строгой обстановке школы, как вы можете вывести их наружу, где ваша ответственность за них еще больше и где обеспечить их безопасность еще труднее.

Помните, ученики точно должны знать, что от них ожидают, до того, как они вышли из школы. Начните с относительно короткой прогулки, и, если класс вел себя вполне прилично, переходите к более длительным экскурсиям.

Резюме

  1. Ситуация вне класса не такая, как внутри.
  2. Будьте достаточно гибкими, чтобы справиться с различными ситуациями.