Темы: Воспитание детей, Отношение к деньгам, Дети, Мира Вайсбин, Поощрение
Шалом!
Наша дочь, ей 10 лет, первенец, требует деньги или подарки за высокие отметки по контрольным, и если мы отказываем, она ужасно обижается, даже угрожает перестать учиться. Мы, конечно, не поддаёмся, пытаемся ей объяснить, что учится она для своей же пользы. Но правильно ли это? И как всё-таки подбодрить? Я слышал, что деньги детям нехорошо давать даже за хорошее поведение.
Спасибо, Р.
Уважаемый Р.,
Это очень хорошо, что Вы спрашиваете, как правильно повести себя с дочерью. Так гораздо быстрее найдутся правильные решения к самой главной для нас, родителей, задаче — построению здоровой личности ребёнка.
Вам нелегко с вашей дочкой. Она стала взрослой. Она диктует свои правила несколько «растерянным» родителям (которые «растерялись» от действительно сильного натиска своей подрастающей «командирши»).
Вы правы, что не надо «продавать» учёбу за деньги и подарки. Вы хотели бы, чтобы мотивацией дочки в учёбе стало её собственное понимание того, что она учится для своей же пользы. Вы ей это объясняете, чтобы изменить её мотивацию. Но, видимо, она по-прежнему недовольна.
Тут надо спросить себя: почему она так «ужасно обижается», если вы отказываете ей в подарке? Чем для неё является подарок от родителей? Хочет ли она подарок ради подарка или видит в этом, что родители ценят её усилия, понимают её трудности, готовы ей помочь при отсутствии мотивации, поддержать, придать позитивную энергию? Что означают подарки для неё. Может, в этом она читает: мне дарят, значит, любят?
А, может, подружки её получают подарки, деньги и могут купить себе на эти деньги тот мамтак (сладость), который захотят? А она — нет.
В любом случае, у дочери есть свои эмоциональные потребности, и мы не сможем довести до неё «правильную идею», пока не удовлетворим эти потребности. Это напоминает следующую ситуацию: изголодавшемуся человеку объясняют, что сначала надо помыть хорошенько руки, а затем есть аккуратно, используя нож, вилку и салфетку. А он одержим только одним стремлением — поесть, наконец-то.
Поэтому необходимо поначалу сообщить ей, дать понять, что вы её любите, цените; понимаете, что учиться не так-то легко; что вы видите, как она старается и т.п. Т.е. вылить на неё массу тепла, понимания и сочувствия. После чего хорошо бы сказать ей, что вы с радостью дарите ей подарок (подарки) просто так, время от времени, не за хорошее поведение, а только потому, что любите её и понимаете её потребности. Так же и деньги (небольшие) готовы давать ей время от времени (или с какой-то периодичностью) — чтобы она купила себе что-то, что она хочет.
Сказанное надо подтвердить делом.
После всего этого она уже будет способна услышать то, что вы ей скажете: что учиться она «со своей ясной головой и хорошими мозгами» может и без всяких подарков и денег, а только потому, что это важно ей самой.
Надо заметить: всё сказанное не значит, что нельзя иногда давать подарки «за учёбу» в знак того, что мы, родители, ценим её усилия, видим, какую хорошую тэуду (табель) принесла наша дочь.
Мы это делать не обязаны, но понятно, что проявляем этим — любовь, поддержку, поощряем.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что наша любовь к детям, которую мы проявляем внешне, — это мощнейший инструмент, с помощью которого мы создаём верную и прочную связь с нашими детьми. Мы пожинаем плоды любви, когда дети начинают взрослеть. (Как проявлять любовь внешне? Говорить в полный голос, что мы их любим; проявлять интерес к их делам, рассказам; выслушивать; поощрять; говорить много комплиментов; показывать свою бесконечную заинтересованность и сердечность, доказывать любовь делом).
Чем больше мы им даём любви, тем больше «накоплений» в банке наших взаимоотношений. Благодаря этим «накоплениям» мы сможем направлять наших детей на правильный путь и тогда, когда в них, взрослеющих, будут бушевать разнообразные, зачастую неприемлемые для нас, родителей, желания.
Поэтому так важно обучиться искусству любви (отличному от баловства и потакания).
И тогда, с Б-жьей помощью, удостоимся, чтобы наши дети выросли достойными евреями.
Чего и вам с супругой, желаю от души. Мира Вайсбин
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Овадья Климовский
...или сослать куда подальше?
«Оцарот»
Наглость фараона не знала пределов. Мало того, что он измывался над евреями и приказал убивать их детей — он еще и потребовал, чтобы сыны Израиля благословили его. У каждого из нас есть свой личный фараон.
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Берл Набутовский
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Овадья Климовский
А кого можно ненавидеть?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»