Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Спросить семейного консультанта Спросить раввина

Как ответить ребенку, почему Б-г невидимый?

Темы: Воспитание в духе Торы, Воспитание детей, Ита Минкина, Младшие школьники, Общение с детьми

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как правильно ответить на вопросы семилетнего ребенка «Почему Б-г невидимый?», «Зачем Б-г создал людей?», «Зачем нужно было создавать Дерево познания добра и зла, и что было бы, если бы этого Дерева не было?». N.

Отложить Отложено
Отвечает Ита Минкина

Уважаемая N.,

Ваш ребенок задает прекрасные вопросы, честь и хвала ему и Вам как маме!

Вы не написали, кто у Вас — мальчик или девочка, так что буду писать как будто для мальчика, но если у Вас дочка, то примеры, которые приводятся для разговора с ребенком, Вы сможете адаптировать для девочки.

«Почему Б-г невидимый?»

Предположу, что Ваш ребенок учится в школе, наверное, в первом классе.

Можно сказать ему так: представь, что в первом классе учитель — очень хороший учитель, добрый, и дети его любят, — объяснил ученикам, как решать задачки, как писать, переписывать с доски, как вести себя на перемене.

Можно бегать и прыгать (тут спросите ребенка, что можно у них на перемене и на уроке, чтобы подогреть интерес и сделать его ответ частью Вашего ответа), но нельзя обижать и дразнить других детей (и у вас в школе нельзя обижать). Учитель объяснил, он надеется, что дети это поняли и будут выполнять, даже когда его не будет в классе.

Что он делает? Какая у него может быть идея? (А у тебя есть идея, как проверить: что дети будут делать, когда учителя или учительницы нет рядом?) У учителя в нашем примере была такая идея: он спрятался за штору и смотрел, как себя ведут детки. Они его видят? — Нет. Они его слышат? — Нет. Они думают, что его нет, а он? — Он есть.

Конечно, у Б-га могут быть еще причины, почему Он невидим, точнее, почему мы Его не можем видеть, но одна из них — чтобы люди могли думать, будто Его нет… и вести себя так, будто непонятно, есть Он или нет…

Вот скажи, если учитель в классе спрятался и дети его не видят, — он есть?.. Ты прав!

Так и Б-г — мы Его не видим, но Он? — Есть!

А глупые люди иногда могут подумать, что Его нет, и вести себя так, как будто Его нет, и тогда Он знает, как они на самом деле себя ведут…

И когда Он откроется людям (а это произойдет, когда придет Машиах и будет построен Третий Храм), Он наградит тех, кто вел себя хорошо — так, как Он повелел, и накажет тех, кто вел себя плохо и не слушался Его, и думал, что если Б-г невидим, то Его и слушаться не надо.

«Зачем Б-г создал людей?»

Похвалите ребенка за прекрасный вопрос, а теперь задайте ему встречный: а ты как думаешь? В иудаизме приветствуется пытливый ум и умение задавать вопросы и искать на них творческие ответы.

Пусть ребенок попробует ответить на этот вопрос, а если у него нет ответа, то начните отвечать сами. Но на каждом этапе ответа, если у ребенка созрела догадка, дайте ему досказать — так, чтобы у него сформировалось чувство, будто он сам ответил по большому счету и сам понял ответ. Тогда ответ будет ему в сто раз ближе и он его запомнит.

Самый простой ответ, доступный ребенку его возраста: Б-г создал людей, чтобы у Него была возможность делать им добро. Потому что Б-г очень хороший и Он больше всего хочет, чтобы людям, которых Он создал, было хорошо. А как им может быть хорошо, если их не будет?))

Возможно, у Б-га есть еще причины, почему Он создал людей, но я пока не знаю, и, наверное, то, что ты сказал / сказала, — тоже правильно.

«Зачем нужно было создавать Дерево познания добра и зла, и что было бы, если бы этого Дерева не было?»

Это очень хороший вопрос!

Творец создал Древо познания добра и зла, чтобы у Адама была мицва (заповедь)! Ты помнишь, где росло это дерево? В Раю! Можно было есть его плоды? (Подождите ответа ребенка).

Если бы Первый человек (как его звали, помнишь? — правильно, Адам) смог удержаться и не есть плод этого дерева, он бы выполнил мицву, у него была бы мицва. А он что сделал? Помнишь?

И когда Б-г его спросил: «Почему ты ел от дерева, от которого Я повелел тебе не есть?», что Адам ответил, помнишь? — Адам свалил вину на Хаву: «Это она виновата!» И это очень грустно, он даже не признался… Так что из этого всего Тора нас учит: когда виноват, надо признаться, а не сваливать вину на других.

Надо самому понимать что делаешь… И что у нас есть и ецер а-ра (дурное начало), и доброе начало. Вот дурное начало толкает нас на плохие поступки, оно и виновато в наших «проколах», а не другие люди.

Ты видишь, какие важные вещи мы учим из этой истории с Деревом познания добра и зла! И ты — молодец, что задал такой вопрос.

С уважением, Ита Минкина


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Как объяснить шестилетней дочери, что ТАК делать нельзя?

26 апреля, отвечает Ципора Харитан

Если ребенок «испортился» в еврейской школе, перевести его в обычную?

21 апреля, отвечает Ита Минкина

В последнее время мне хочется уйти туда, где тихо и никого нет…

19 апреля, отвечает Ципора Харитан

О рассечении Тростникового моря (в русской традиции — Красного моря; на иврите — Ям Суф) рассказывается в в Пятикнижии, в книге Шмот. Евреи вышли из Египта, наказанного за их порабощение десятью Казнями Египетскими, и подошли к морю. Египтяне их преследовали. И Вс-вышний сделал чудо: море расступилось перед евреями и пропустило их, а затем сомкнулось и поглотило египтян Читать дальше