Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Богатырь — это тот, кто покоряет своё влечение ко злу в момент, когда близок к совершению греха»Виленский Гаон
По материалам газеты «Исток»

Что касается современников Авраама, то их религиозная практика ограничивалась общением с языческими божествами, которые «были готовы» одарить своих поклонников различными благами, но в обмен на определенного рода услуги. В каждом культовом ритуале была своя «платежная смета»: какой-то идол требовал кровавых жертв, какой-то удовлетворялся двумя зернами, брошенными в огонь. Но все они обещали блага взамен на служение им. Сверхъестественная сила, идол, божок, шаман и пр. были не просто заступниками маленького человека, но являлись и получателями, потому что, давая человеку то, что тот просил, тем не менее стояли на страже собственных интересов.

«Итак, — заключил Авраам, — я человек, созданный Б-гом ради моей пользы». Праотец еврейского народа первым понял, что единый Творец, будучи безграничным, явно хотел одарить человека максимальным благом, что в переводе на современные понятия значит — доставить ему бесконечное наслаждение. Меньшая цель Его не удовлетворит. Он совершенен, а потому хочет дать нам самый бесценный дар.

Скажите, что в вашем представлении является максимальным благом? Предположим, нам его дали, но открыть его мы должны сами. Итак, что нужно сделать, чтобы извлечь максимум наслаждения из своего существования? Мы, евреи, — нация максималистов; на полдороге не останавливаемся, на пол-ответа не согласны. В этом наш народ, очевидно, похож на Авраама, который стремился к бесконечному наслаждению. Но где оно, где его источник?

Авраам ответил и на этот вопрос: это тот самый Источник

бесконечной любви и одарения благом, Который нас создал. Он Сам и есть абсолютное и бесконечное Благо, поскольку, не нуждаясь ни в чем, Он не имеет никакого желания получить что-либо для Себя.

Наблюдая за людьми, Авраам мог заметить, что иногда они причиняют зло друг другу — или из-за эгоистического желания получить себе что-либо за счет другого, или по привычке, но причина привычки — все тот же эгоизм. Всевышний же не испытывает нужду ни в чем, в противном случае Он не был бы Всевышним, — поэтому у Него нет никаких мотивов причинять зло Своим созданиям. Более того, Он одарил нас жизнью и всеми

благами. Поэтому только о Нем мы можем говорить как об Абсолютном Благе.

Пусть не покажется нам странной попытка судить о бесконечном и непостижимом Б-ге по отношениям, которые мы наблюдаем между людьми. Авраам был уверен — а это и есть наша вера, — что Всевышний, желая человеку счастья, дал ему путеводную нить, намек, пример Своего поведения по отношению к созданному Им миру; и пример этот должен быть явным, бесспорным. Где же его искать как не в отношениях между людьми!

Все рассуждения приводили к одному выводу: найти максимальное наслаждение можно лишь приблизившись к Творцу. Абсолютное благо можно получить только вблизи от Источника блага. Поэтому цель жизни человека была сформулирована Авраамом как приближение ко Всевышнему. (Хотя все еще неясно, как этого приближения можно достичь и в чем оно заключается.)

Небольшое отступление. Давайте подумаем, что такое наслаждение. Глядя на людей вокруг себя, Авраам мог убедиться, что стремление к наслаждению — самое сильное качество человека, побуждающее его к поступкам; то, что называется центральной мотивацией его действий. Поиск наслаждений — вот тот стимул, который характерен для всех без исключения представителей человеческого рода. Неистребимое желание удовольствия толкает человека к действию, — подобно тому, как опасение получить страдание и боль является тормозом для действия. Понятно, что все люди на земле отличаются друг от друга. Среди пяти миллиардов людей не найти двух абсолютно одинаковых. Однако всех, даже самых разных людей объединяет одно — желание получить удовольствие. А различие между людьми заключается не в том, что кто-то ищет, а кто-то не ищет удовольствий; различие — в предмете поиска. Ищут все, но разное. Что доставляет нам самое большое наслаждение? Одному — пойманный на удочку карась, другому — покоренная горная вершина, третьему — оказание помощи ближнему.

Жажда удовольствий формирует нашу личность. Место, которое стремление к удовольствиям занимает в жизни человека, не случайно. Создав нас из любви, желая одарить нас максимальным благом, Творец наделил нас могучим стремлением к наслаждению. И это стремление — самая сильная наша черта.


Недельная глава Беар в основном посвящена владению землей и рабами в Эрец Исраэль, то есть, законам о выкупе земли и еврейских рабов и законам года отдыха земли: шмита и йовель. Читать дальше

Недельная глава Беар

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы

Ужасные бедствия, намеки на которые содержатся в заповедях Шмиты и Йовеля

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

На разрушение мира, которое произойдет перед приходом Машиаха, косвенно указывают заповеди о шмите и йовеле. Поэтому так важно соблюдать сказанное в них.

Врата Востока. Недельная глава Беар

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Беар

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава Беар в основном посвящена владению землей и рабами в Эрец Исраэль, то есть, законам о выкупе земли и еврейских рабов и законам года отдыха земли: шмита и йовель.

Избранные комментарии на главу Беар

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

На горе Синай Всевышний дал евреям законы о седьмом годе. Это место было выбрано неслучайно: Творец продемонстрировал, что только Он является истинным хозяином и владельцем еврейской земли.

Тора запрещает обманывать при продаже. Беар

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Запрещено красть даже самую мелкую монету, а также незаслуженно хвалить свой товар. Нельзя рассказывать ближнему о покупке той же вещи подешевле, чтобы не расстраивать его.

На тему недельной главы. Беар 2

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Недельная глава Беар — Бехукотай

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Беар — Бехукотай