Из цикла «Понятия и термины Иудаизма», темы: Амен, Молитва, Реувен Пятигорский
Смысл этого слова-восклицания — подтверждение, поддержка, согласие: согласен с тем, что ты сказал; да будет так. Произносится обычно после благословения или клятвы. Отвечающий «амен» как бы сам благословляет или клянется. В Талмуде находим, что если ответчик в суде сказал «амен» на обвинение, значит он согласен восполнить ущерб, причиненный истцу.
Из Хумаша видим, что раньше его произносили при публичных
торжественных клятвах (см. Дварим 27:15). В эпоху Храма этим словом народ отвечал на благословение коэнов. Ныне употребляется главным образом при завершении молитв и благословений. Кроме того, его используют также в качестве ответа на доброе пожелание, хотя в таком случае наиболее полной формой является выражение — «амен, кен йие рацон», «да будет таковой воля Всевышнего».
Поскольку слово «амен» родственно слову «эмуна» (вера), евреи всегда относились к нему самым серьезным образом, что подтверждается разработанностью правил, когда и после чего его следует произносить. По словам мудрецов, если простой еврей, далекий от Торы, заходит в синагогу и говорит «амен», его награда за выполнение заповеди весьма велика: «Тот, кто отвечает на молитву, выше того, кто ее читает».
Раби Ханина, мудрец эпохи Талмуда, отметил, что слово «амен» является акростихом фразы «Эль мелех неэман», «Б-г — верный Царь», а значит, произносящий его удостоится доли в грядущем мире.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу Тазриа
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Продолжение Книги Заповедей:ритуальная нечистота и очищение, имущество Храма, недожин края поля и др.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Рамбам разъясняет законы, связанные с заповедями жертвоприношениями, отделения десятины, выкупа первенца...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Комментарии мидрашей на недельную главу
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Ритуальная нечистота и очищение
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе