Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

1. Мудрецы спорят, должен ли слышащий утреннее благословение на Тору отвечать «амен» после слов «… заниматься Торой». Некоторые говорят, что это место не является завершением благословения, и что слова «сделай же так … чтобы слова Торы Твоей стали усладой наших уст …» — продолжение того же самого благословения, так что весь этот текст представляет собой одно благословение. А раз так, отвечать после слов «…заниматься Торой» «амен» не нужно. А некоторые говорят, что в этом месте благословение заканчивается, а слова: «Сделай же так … чтобы слова Торы Твоей стали усладой наших уст» начинают новое благословение, поэтому после слов «заниматься Торой» необходимо ответить «амен». И поэтому следует произносить это благословение шепотом, чтобы никто не услышал этого благословения и не оказался бы в ситуации, когда непонятно, как поступать1.

2. Благословение «… наделивший сердце способностью отличать день от ночи» не произносят до рассвета2.

3. Благословение «… раскрывающий глаза слепым» может произнести и слепой, поскольку и он пользуется зрением: ведь другие указывают ему дорогу.

Если человек произнес благословение «… распрямляющий согбенных» до благословения «… освобождающий узников», то ему нельзя теперь произнести благословение «… освобождающий узников», поскольку эта тема уже содержится в словах «распрямляющий согбенных», ведь освобождение членов тела необходимо для распрямления спины!2*.

4. После слов «… прогоняющий сон с моих глаз и дремоту с моих век» не отвечают «амен», поскольку в этом месте благословение не кончается, и слова «и да будет угодно Тебе…» также относятся к этому же благословению. А завершается оно словами: «… дающий истинное добро народу Своему, Израилю!».

5. Тот, кто бодрствовал всю ночь, произносит утром все утренние благословения, кроме благословения на омовение рук, которое произносить не следует. А относительно благословений: «Б-г мой! Душа …» («Элокай нешама») и «… прогоняющий сон с моих глаз…», а также благословений на Тору мудрецы сомневаются, должен ли он их произносить или нет3, поэтому ему нужно устроить так, чтобы он смог услышать их от другого и ответить «амен» (и смотри также главу 6, параграф 9).

6. Все утренние благословения, если человек не произнес их до того, как помолился, он может произнести и после молитвы4, кроме благословения на омовение рук (поскольку если, как полагают некоторые, утреннее омовение рук установлено в связи с молитвой, то после того, как он уже помолился, нет смысла в этом благословении) и благословения «Б-г мой! Душа…» (поскольку обязанность упомянуть это он уже выполнил, произнеся благословение «…воскрешающий мертвых»5 (в «Шмонэ Эсрэ»).

7. Если же человек не произнес до молитвы благословений на Тору, мудрецы спорят, нужно ли произносить их после молитвы или нет. Некоторые полагают, что их не нужно произносить, так как он уже выполнил эту обязанность, произнеся благословение «Ты возлюбил нас любовью великой…» (второе благословение перед чтением «Шма»), поскольку в нем также содержится тема благодарности за дарование Торы: «… и дай нашему сердцу способность понимать и постигать Тору Твою, внимать словам ее, учиться и обучать ей …». А некоторые говорят, что благословение «Ты возлюбил нас любовью великой…» освобождает его от необходимости произнести утренние благословения на изучение Торы только в том случае, если сразу после молитвы он занимался Торой. Поэтому необходимо постараться не забыть произнести благословение на Тору до молитвы. Но если уж случилось так, что человек забыл произнести это благословение до молитвы, он должен выучить что-нибудь из Торы сразу после молитвы6. А если он и это забыл, то теперь, раз мудрецы сомневаются, каков закон, он не должен произносить благословение на Тору7.

8. Если человека вызвали к Торе до того, как он произнес утренние благословения на Тору, то, если он в состоянии сначала произнести все благословения на Тору и сказать сразу после этого хотя бы один стих из Торы, например: «Благословит тебя…», пусть так и сделает, а после того выйдет к Торе и благословит. А если он не может этого сделать, пусть выходит к Торе как есть. А после этого, раз благословение на Тору: «… Который избрал нас …» уже произнесено (перед чтением Торы), он должен будет произнести только: «…освятивший нас Своими заповедями…», «и сделай же так, … чтобы слова Торы Твоей стали усладой наших уст…»до слов «… народ Свой, Израиль», а после этого произнести отрывки из Торы: «Благословит тебя…» и т.д.


1 А если услышал — большинство ахроним пишут, что отвечать не следует.

2 Если он услышал крик петуха, начиная с полуночи и позже — может благословить.

2* А ахроним разрешают ему благословить. Но лучше бы ему услышать это благословение от кого-нибудь еще, имея в виду, что, слушая, он сам выполняет обязанность благословить.

3 И также не следует произносить «Ашер Яцар», если он не ходил в туалет (см. выше, глава 2, примечание 5). Если человек спал днем даже долго, у некоторых есть обычай не произносить после этого благословений на Тору, но тот, кто благословляет, не делает себе хуже. Если человек спал днем и не благословил, а потом бодрствовал всю ночь — утром пусть благословит.

4 До конца четвертого часа. А если не сделал этого — может благословлять до полудня. А благословляющего после полудня, и даже ночью перед сном, не следует одергивать.

5 И лучше, произнося это благословение, держать в голове, что этим он не выполняет обязанность произнести «Элокай нешама». И даже если он не сделал этого, то все равно, благословляя «Элокай Нешама» после молитвы, не делает себе хуже. А желающий сделать все самым правильным образом путь поспит немного днем и благословит после этого.

6 Следует при произнесении благословения «Любовью великой…» иметь в виду выполнить также и обязанность благословить на Тору.

7 А по мнению МБ, должен.


Пророк Моше в своей прощальной, напутственной речи, дает народу важные указания относительно судей и судебной системы, царя и многого другого. Читать дальше