Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Внимайте, Небеса

Мы приближаемся к концу пятой, последней, книги Торы, полученной пророком Моше на горе Синай. Предпоследняя глава книги уникальна, ибо является не прозаическим текстом, как все остальные главы Священного Писания, а Песней, которую произнес Моше перед народом накануне своей смерти.

Внимайте, небеса, и я буду говорить. Да услышит земля речи моих уст. Польется как дождь мое учение, росой озарится моя речь — мелким дождем на зелень, каплями на траву.

Где и когда Тора говорила таким языком? Насыщенная мощными эпитетами, полная глубоких метафор, Песня тем не менее — не просто остров в бескрайнем море сугубо прозаического, лапидарного текста Торы, полного описаниями законов, исторических событий и дидактики.

Высокий смысл Песни заключается именно в образности, которая несет информационную нагрузку. А информации здесь более чем достаточно.

Разговор идет и о «жестоковыйности» евреев, и о пророческом предвидении Моше, в котором перед ним проходит будущее народа — с бесконечными колебаниями в вере, с грехом увлечения чужими идолами и со всеми следствиями этого греха.

«И сказал (Всевышний): скрою от них Свое лицо, посмотрю, каков будет их конец, ибо они — развращенный род, неверные сыновья. Они досаждали Мне небогом (чудесная характеристика любого идола!), гневили Меня своей суетливостью. Я тоже буду досаждать им ненародом, народом-мерзостью буду гневить их».

И все же Творец, через Своего пророка, возвещает, что не оставлена надежда, что народ Израиля воспрянет, вернется к своему предназначению — быть народом-светочем, народом, который вносит в мир осмысленность, имя которой этика.

Чему можно научиться у евреев? Верности своему пути. Кто воспримет новое учение, призывающее людей жить не по законам силы, а по законам морали? Все человечество. Что ждет самих евреев? Века гонений, лишений и страданий. Во имя чего? Во имя служению своему Творцу. Каков финал? Возрождение всех народов. И еврейского в том числе. Сначала народы воспримут азы норм поведения. В самой простейшей форме: не укради, не убий, почитай родителей, суди справедливо. Затем отвернутся от «измов» — самых опасных идолов, когда-либо правивших людьми (социализм, национализм, расизм и пр.). Люди осознают самую высокую ценность на земле — ценность человеческой жизни.

«Смотрите ныне, — объявляет Всевышний, — Я это Я, и нет бога, кроме Меня. Я умерщвляю и оживляю. Я поражаю и исцеляю, ничто от Моей руки не спасет». Нет никакой другой морали, кроме той, что Я даю. Она неизменна, непреходяща, она абсолютна и вечна. Нет истин малых и относительных. Есть одна истина — Тора.

Верность евреев Торе уникальна в истории. Мы можем по-разному относиться к религии своего народа. Но нельзя не признать, что наш народ проявил и проявляет удивительное свойство не изменяться в своих главных качествах: извечном чувстве требовательности к самим себе, способностью во всем и всегда искать справедливость, быть сострадающими к чужой беде и горю, быть терпимыми. Наш народ по-прежнему мудр — невзирая на все мелкие негативные примеры, которые во множестве накопились у каждого из нас за годы нашей жизни. Но потому мы и можем сказать, что наш народ мудр, ибо знаем, как обидно, когда встречаемся с противоположными примерами.

Сказал Моше: «Положите на сердце все слова, которые я говорю вам теперь… Ибо это не пустое слово для вас. Это ваша жизнь! Благодаря этому продлятся ваши дни в Стране, в которую вы переходите через Иордан, чтобы овладеть ею».

Моше предстояло умереть в тот же день. Но он не мог оставить народ без напутственного слова. Он не пугал — но предупреждал. Все так и произошло, как он сказал. Были и трагедии, и неудачи, и катастрофы. Но народ выжил, остался в конце концов верным своему союзу с Творцом. Мы остались евреями — благодаря своей вере. Мы остались людьми.

Только что закончился центральный день еврейского года, Йом-Кипур. Он представляет собой как бы вершину года, являясь его центральным событием. Ибо время, в котором мы живем (а это и есть еврейский год), полно не внешних событий, а внутренних: мы и есть наше время. И все, что случается с нами внешним образом, — не что иное, как «реакция» мира на наше «внутреннее содержание», на нашу душу, на наши мысли, слова и поступки.

И вот прошло главное действие года. Мы предприняли попытку исправить в самих себе то, что казалось нам подлежащим исправлению. Мы исправились, стали лучше, чище, выше. Теперь — новое событие, вплотную примыкающее к Йом-Кипуру. Веселый праздник Сукот, когда мы живем в шалашах, радуемся жизни, наслаждаемся полнотой бытия. У других народов пикник — случайность, а жизнь в палатке — эпизод бой-скаутского, извините — пионерского, детства. Мы же, будучи уже не детьми, живем в осенних шалашах. И верим, что они не менее надежны, чем каменный дом.

Ибо помощь Всевышнего, повелевшего нам жить в них, надежней любых каменных стен. И это тоже наша мудрость.

В праздником вас, дорогие евреи!