Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Нет перерыва в изучении Торы

Закончился еще один годичный цикл чтения Торы. Прочитаны в синагогах последние слова Пятикнижия: «…на глазах всего Израиля». Свиток перемотан. Вновь мы возвращаемся к первой фразе: «В начале создал…» С этой недели и дальше — новое чтение недельных глав Торы. Их мы перечитываем, учим и повторяем. Их пересказываем своим детям за субботним столом.

Недельная глава. Она сопровождает жизнь еврея вот уже десятки поколений. Каждый год снова и снова мы погружаемся в историю нашего народа, заново переживая его рождение и становление. Начинаем с Сотворения мира, Потопа, Вавилонской башни. Читаем про наших праотцев, двенадцать колен, чудо Исхода из Египта, получение Торы на Синае, сорокалетнее блуждание по пустыне, прощание с народом пророка Моше, когда он наставлял евреев соблюдать Тору… Каждый год, в праздник Радости Торы (Симхат-Тора), мы завершаем главу «Вот благословение» и моментально начинаем с главы «В начале».

Нет перерыва между чтениями глав. Нет перерыва в изучении Торы. Как сказали наши мудрецы: «Каждый день в твоих глазах таков, будто только сегодня получена Тора на Синае».

Еврею не наскучило снова учить то, что он учил год назад и два года назад, и всю свою жизнь. Тот, у кого в груди бьется еврейское сердце, с волнением новичка приступает в начале года к изученной, но все еще не познанной Книге. Она для него — не памятник древней литературы, не изящная словесность, полная художественных образов и персонажей. Тора — не явление культуры, объект национального почитания или артефакт истории. Тора — это мы сами, мы сегодняшние. Тора написана про нас, про каждого, кто ее открывает для того, чтобы выучить из нее самый важный урок: как жить? Вернее — как жить правильно и достойно? Тора — учебник жизни. В ней мы находим важное правило: «Свершение отцов — знак для сыновей». Мы учимся по свершениям и поступкам Авраама, Ицхака и Яакова, потому что известно: то, как поступали они, — каждый их поступок, шаг и слово, — все это знак для сыновей, т.е. для нас с вами.

Такова основа нашей радости в праздник Симхат-Тора. Еврей шествует с Сефер-Торой в руках, зная, что у него есть прошлое и будущее, зная, что есть смысл в его еврейской жизни, зная, что у него есть великий учитель. «Будем радоваться и веселиться перед нашей Торой, потому что она — наша сила и наш свет».

Краткое содержание первой недельной главы Торы, в которую вошло 146 стихов. 1) Шесть дней Творения (Берешит 1:1—2:3). 2) Первые люди в Ган-Эден (саду Эдена): грех и наказание (2:4—3:24). 3) Убийство Эвеля Каином, рождение Шета (4:1—26). 4) Десять поколений от Адама до Ноаха (5:1—6:8).

Мы открываем начало Книги. И сразу встречаем знакомый комментарий, сопровождающий нас многие столетия, но выглядящий необычайно актуальным именно в наше время. «Какой смысл начинать Тору с главы Берешит? Смысл — в том, что… если скажут народы мира евреям: вы преступники, потому что захватили чужую землю, — те ответят: вся земля принадлежит Всевышнему; Он ее создал и дает достойным. По Своему желанию Он дал ее им, по Своему желанию забрал у них и дал нам».

В этих словах Раши мы находим обоснование нашего права на Эрец Исраэль. Им нас наделила не Декларация Бальфура и не решение Объединенных Наций в 1947 году. Наше право — в обещании, полученном праотцами от Самого Всевышнего. Он обещал дать им эту землю. И Он дал ее им. Об этом — книга Берешит. Эрец Исраэль вручена НАМ Творцом, Который «дает ее достойным»: «по Своему желанию забрал у них и дал нам».

Не будь в наших руках этого аргумента, нам нечем было бы ответить на обвинения народов мира, упрекающих нас: «Вы преступники, потому что захватили чужую землю». Актуальность темы нашего присутствия в Эрец Исраэль, как видим, не померкла за три тысячелетия, а наоборот, обнажилась еще острее. Разве есть вопрос, более важный для народов мира и более насущный, чем тот, что они задают нам: когда же вы оставите Эрец Исраэль и снова вернетесь в страны галута, в рассеяние? Человечество озабочено, кажется, только одним — еврейско-арабским конфликтом, других проблем у него нет. Покончено на земном шаре с голодом и войнами, преодолены трудности с экологией и правами человека. Все в прошлом, везде наступил рай. И только евреи портят общую идеальную картину своей неуступчивостью. Везде, где в прошлом агрессоры оккупировали чужие владения, — уже произошло примирение, отданы захваченные Курилы, Кольские перешейки и Кенигсберги, уже наступила эпоха межнационального братства.

И только евреи не отдают ни пяди чужой земли, бросая вызов объединенному человечеству. Да какое у нас на это право?! Наша право записано в Торе! Мы не преступники. Мы живем на земле, которую нам дал Творец мира. И все, кто с этим не согласны, — выступают против Творца. Впрочем, даже те, кто не согласны, — разве не выступают они против своих же святых писаний? Уж не для того ли Всевышний и дал «мировым религиям» распространиться по всему миру, чтобы усвоили народы мира простое правило — «вся земля принадлежит Всевышнему; Он ее создал и дает достойным»?


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.