Из цикла «Очерки по недельной главе Торы», темы: Недельная глава, Берешит, Народы мира, Земля Израиля, Реувен Пятигорский, Арабо-израильский конфликт
Закончился еще один годичный цикл чтения Торы. Прочитаны в синагогах последние слова Пятикнижия: «…на глазах всего Израиля». Свиток перемотан. Вновь мы возвращаемся к первой фразе: «В начале создал…» С этой недели и дальше — новое чтение недельных глав Торы. Их мы перечитываем, учим и повторяем. Их пересказываем своим детям за субботним столом.
Недельная глава. Она сопровождает жизнь еврея вот уже десятки поколений. Каждый год снова и снова мы погружаемся в историю нашего народа, заново переживая его рождение и становление. Начинаем с Сотворения мира, Потопа, Вавилонской башни. Читаем про наших праотцев, двенадцать колен, чудо Исхода из Египта, получение Торы на Синае, сорокалетнее блуждание по пустыне, прощание с народом пророка Моше, когда он наставлял евреев соблюдать Тору… Каждый год, в праздник Радости Торы (Симхат-Тора), мы завершаем главу «Вот благословение» и моментально начинаем с главы «В начале».
Нет перерыва между чтениями глав. Нет перерыва в изучении Торы. Как сказали наши мудрецы: «Каждый день в твоих глазах таков, будто только сегодня получена Тора на Синае».
Еврею не наскучило снова учить то, что он учил год назад и два года назад, и всю свою жизнь. Тот, у кого в груди бьется еврейское сердце, с волнением новичка приступает в начале года к изученной, но все еще не познанной Книге. Она для него — не памятник древней литературы, не изящная словесность, полная художественных образов и персонажей. Тора — не явление культуры, объект национального почитания или артефакт истории. Тора — это мы сами, мы сегодняшние. Тора написана про нас, про каждого, кто ее открывает для того, чтобы выучить из нее самый важный урок: как жить? Вернее — как жить правильно и достойно? Тора — учебник жизни. В ней мы находим важное правило: «Свершение отцов — знак для сыновей». Мы учимся по свершениям и поступкам Авраама, Ицхака и Яакова, потому что известно: то, как поступали они, — каждый их поступок, шаг и слово, — все это знак для сыновей, т.е. для нас с вами.
Такова основа нашей радости в праздник Симхат-Тора. Еврей шествует с Сефер-Торой в руках, зная, что у него есть прошлое и будущее, зная, что есть смысл в его еврейской жизни, зная, что у него есть великий учитель. «Будем радоваться и веселиться перед нашей Торой, потому что она — наша сила и наш свет».
Краткое содержание первой недельной главы Торы, в которую вошло 146 стихов. 1) Шесть дней Творения (Берешит 1:1—2:3). 2) Первые люди в Ган-Эден (саду Эдена): грех и наказание (2:4—3:24). 3) Убийство Эвеля Каином, рождение Шета (4:1—26). 4) Десять поколений от Адама до Ноаха (5:1—6:8).
Мы открываем начало Книги. И сразу встречаем знакомый комментарий, сопровождающий нас многие столетия, но выглядящий необычайно актуальным именно в наше время. «Какой смысл начинать Тору с главы Берешит? Смысл — в том, что… если скажут народы мира евреям: вы преступники, потому что захватили чужую землю, — те ответят: вся земля принадлежит Всевышнему; Он ее создал и дает достойным. По Своему желанию Он дал ее им, по Своему желанию забрал у них и дал нам».
В этих словах Раши мы находим обоснование нашего права на Эрец Исраэль. Им нас наделила не Декларация Бальфура и не решение Объединенных Наций в 1947 году. Наше право — в обещании, полученном праотцами от Самого Всевышнего. Он обещал дать им эту землю. И Он дал ее им. Об этом — книга Берешит. Эрец Исраэль вручена НАМ Творцом, Который «дает ее достойным»: «по Своему желанию забрал у них и дал нам».
Не будь в наших руках этого аргумента, нам нечем было бы ответить на обвинения народов мира, упрекающих нас: «Вы преступники, потому что захватили чужую землю». Актуальность темы нашего присутствия в Эрец Исраэль, как видим, не померкла за три тысячелетия, а наоборот, обнажилась еще острее. Разве есть вопрос, более важный для народов мира и более насущный, чем тот, что они задают нам: когда же вы оставите Эрец Исраэль и снова вернетесь в страны галута, в рассеяние? Человечество озабочено, кажется, только одним — еврейско-арабским конфликтом, других проблем у него нет. Покончено на земном шаре с голодом и войнами, преодолены трудности с экологией и правами человека. Все в прошлом, везде наступил рай. И только евреи портят общую идеальную картину своей неуступчивостью. Везде, где в прошлом агрессоры оккупировали чужие владения, — уже произошло примирение, отданы захваченные Курилы, Кольские перешейки и Кенигсберги, уже наступила эпоха межнационального братства.
И только евреи не отдают ни пяди чужой земли, бросая вызов объединенному человечеству. Да какое у нас на это право?! Наша право записано в Торе! Мы не преступники. Мы живем на земле, которую нам дал Творец мира. И все, кто с этим не согласны, — выступают против Творца. Впрочем, даже те, кто не согласны, — разве не выступают они против своих же святых писаний? Уж не для того ли Всевышний и дал «мировым религиям» распространиться по всему миру, чтобы усвоили народы мира простое правило — «вся земля принадлежит Всевышнему; Он ее создал и дает достойным»?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»