Из цикла «О нашем, еврейском», темы: Ашкеназы, Реувен Пятигорский, Течения в Иудаизме
В прошлый раз мы рассказывали о хасидах. Нас спрашивают, кто еще, кроме хасидов, входит в так называемую группу ашкеназских евреев?
Выходцы из европейских общин, в самом деле, представлены не только последователями хасидских течений. Сегодня разговор о «литовских» евреях.
Некогда Литва была общепризнанным центром Торы. О Вильнюсе, наполовину еврейском городе, так и говорили — Йерушалаим де-Лита, литовский Иерусалим. В Литве располагались ешивы, куда стекались молодые люди со всех концов мира. В них преподавали ученики великого Виленского Гаона, среди которых самым знаменитым являлся раби Хаим из Воложина (1749—1821), основатель центральной Воложинской ешивы.
Назовем еще нескольких мудрецов и учителей, подвижников Торы: раби Нафтали Цви Йеуда Берлин (Анецив), раби Исраэль Салантер, раби Йосеф Дов Соловейчик, (автор глубочайшего труда «Бейт Алеви»), раби Хаим Соловейчик, раби Исраэль Меир Акоэн (Хафец-Хаим), рав Эльханан Вассерман… Здесь нет места привести имена всех выдающихся мудрецов из Литвы, как нет места назвать все знаменитые литовские ешивы прошлого века, где учили Тору наши учителя. Упомянем только Мир, Слободку, Поневеж, Тельц, Радин…
Ешивы «литовского направления» стоят ныне в Бней-Браке, Иерусалиме, Бруклине, Манчестере, Москве… По всему Израилю и по всему миру. В них учатся тысячи и тысячи людей, причем не только «литовцы». Так, для молодых людей из бывшего Союза открыты двери иерусалимских ешив: «Швут Ами», «Ор Самеах» и др.
Существует еще две большие «ветви» ашкеназских евреев — выходцев из Германии и Венгрии. О них поговорим в другой раз.
Печатается по материалам газеты «Исток»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу Тазриа
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Продолжение Книги Заповедей:ритуальная нечистота и очищение, имущество Храма, недожин края поля и др.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Рамбам разъясняет законы, связанные с заповедями жертвоприношениями, отделения десятины, выкупа первенца...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Комментарии мидрашей на недельную главу
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Ритуальная нечистота и очищение
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе