Из цикла «Законы трех недель», темы: 9 Ава, Радость, Траур по Храму
Дополнительные ограничения 9 Ава
Все мы находимся в трауре
Приветствия
Тот, кого поприветствовали 9 ава, должен отвечать тихо, дабы показать, что приветствия запрещены (שם וכה"ח אות צ"ד). Если кто-то не знает об этом законе, то следует его проинформировать, если возможно, что 9 ава запрещено приветствовать друг друга (מ"ב ס"ק מ"ב).
Посылание подарка
Легкомыслие, прогулки ради развлечения
Эти запреты действуют весь день
Сидение на стуле
Курение
Работа, бизнес
Смысл обычая — избежать отвлечения человека от траура (מ"ב ס"ק מ"ג). Поэтому работа, выполнение которой не требует затраты времени (например, зажигание свечи, завязывание узла), разрешена (רמ"א שם).
Даже работа по дому (например, приготовление постели, подметание пола) должна быть отложена до полудня (ערה"ש ס" תקנ"ד ס" כ"א). Некоторые алахические авторитеты считают, что, если возможно, то не следует этого делать целый день (ע" ערה"ש ס"ס תקנ"ט).
Точно так же, обычай запрещает совершение сделок (например, покупки, продажи) до полудня (חיי"א קל"ה: ט"ו). Если возможно, следует избегать выполнения работы и деловой активности в течение всего дня (ע" מחבר שם "ובכ"מ ת"ח בטלים וגו"").
Использование труда нееврея
דבר האבד
Таким образом, если ярмарка или специальная распродажа проходят 9 ава, то разрешено продавать и покупать (ע" מ"ב ס"ק מ"ח וב"ה ד"ה אם וד"ה דבר וערה"ש ס" כ"א). Если возможно, то следует делать это при посредничестве нееврея.
Тот, кто выполняет запрещенный вид работы
Тот, кто ест или пьет 9 ава, не войдет в число тех избранных, которые будут радоваться отстроенному Иерусалиму. Тот, кто должным образом скорбит по Иерусалиму, будет вознагражден, участвуя в праздновании (שם ס" כ"ה).
[1] Каждый раз, когда мы говорим о полудне, он определяется путем деления пополам времени с עלות השחר (рассвета по еврейскому закону) до צאת הכוכבים (выхода звезд) или, по некоторым мнениям, с восхода до захода солнца. Длина каждого часа также определяется путем деления этого периода на 12 частей.
(продолжение следует) Издательство Швут Ами. Публикуется с разрешения издателя
См. также: Тематический обзор по теме 9 ава
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»