Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«День краток, работа обильна, работники ленивы, награда велика, а Хозяин требователен»Пиркей Авот 2,15
По материалам ЖЖ Ури Калюжного

Закон Б-жественного Провидения

Давайте вспомним суть науки: во-первых, нам очевидно, что у природы есть законы. Во-вторых, мы верим, что возможно их познать — путем усердных наблюдений, опытов и размышлений. Но есть всегда и «в-третьих»: поняв закон природы, мы сразу думаем, как нам извлечь из него пользу.

Конечно же, и у Б-жественного Провидения (то есть процесса управления Миром) есть законы. И можно (даже нужно) их познать. И лучший путь для этого — изучение Торы. Познав законы Б-га, сможем правильно мы жизнь построить. И будет нам светло — и в этом мире и в грядущем.

В главе Баалотха, рассказано о первом Песахе в пустыне. Ровно через год после исхода из Египта Всевышний заповедовал о принесении Пасхальной жертвы. И евреи, в большинстве, принесли ее, как нужно. Однако — ритуально нечистый человек, например тот, кто, коснулся мертвеца, не имел права принести жертву — ведь он должен был сначала на протяжении семи дней очиститься, а тем временем Песах прошел.

Но «нечистые» не отчаялись, а обратились к Б-гу с просьбой: дать им еще одну возможность. И Всевышний согласился, назначив этот день через месяц. И так установилось навсегда то, что сегодня называется Второй Песах — через месяц после 14 Нисана приносят жертву те, кто по какой-то причине не смог принести жертву в срок.

Однако, почему же Второй Песах был назначен аж через месяц — ведь эти люди могли быть ритуально чисты уже через неделю? Объяснение этому, возможно, находится в немного неожиданном месте.

В продолжение этой же главы рассказывается о передвижении евреев по пустыне: они следовали за облаком Б-жественной Славы. Буквально, как написано (9:21): «Бывало, что останавливалось облако лишь с вечера до утра, и поднималось оно утром и шли они за ним; или на сутки и на ночь, и поднималось облако утром и шли они за ним. Или на два дня, или на месяц, или на год — сколько бы не покоилось облако на Храме, останавливались сыны Израиля …»

Обратите внимание на то, что, согласно тексту, облако останавливалось только на конкретные промежутки времени: на ночь, на сутки, на два дня, на месяц и на год. Очевидно, передвижение евреев по пустыне происходило по какому-то плану. И этот план был всегда вперед рассчитан: на день, на два, на месяц или на год.

И когда евреи выступили с просьбой о дополнительном дне, то самый ранний срок после семи дней, необходимых на очищение, был только через месяц.

Таков закон Б-жественного Провидения — все по плану, не случайно и не спорадично. И жизнь свою строить стоит в соответствии с этим планом. (Опубликовано в газете «Дор Нээман»)


Сегодня слово «содом» стало синонимом греха, разврата и морального разложения. Жители Сдома, Аморы и соседних городов настолько погрязли в своих грехах, что навлекли на себя большой гнев Всевышнего. Тора говорит, что Б-г «опрокинул» эти города. И если до катастрофы это место было одним из самых изобильных и благоприятных для жизни, то теперь даже озеро, которое образовалось в ходе катаклизма, называется Мертвым — как будто нам в назидание... Читать дальше

Недельная глава Ваера

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

В недельной главе «Ваера» («И явился») рассказывается о полученном Авраhамом предсказании, что у Сары родится сын и когда именно, о городах Сдом и Амора (в привычном для русского читателя звучании — Содом и Гоморра), об их уничтожении и спасении Лота, о том, как царь Авимелех взял Сару к себе во дворец, но вынужден был возвратить ее Авраhаму, о рождении и обрезании Ицхака, удалении Ишмаэля, союзе с филистимским царем Авимелехом и о последнем, десятом испытании Авраhама — требовании Б-га принести в жертву Ицхака.

Лот, дочери и сыновья. Недельная глава Лех Леха

р. Ури Калюжный

Лот не был праведником, мягко говоря. Он поселился в Сдоме, столице грешников. Почему же Всевышний решил спасти его от участи других горожан? И почему Лот так неадекватно повел себя после спасения?