Темы: Песах шени, Недельная глава, Беаалотха, Тума, Пустыня, Ури Калюжный
Закон Б-жественного Провидения
Давайте вспомним суть науки: во-первых, нам очевидно, что у природы есть законы. Во-вторых, мы верим, что возможно их познать — путем усердных наблюдений, опытов и размышлений. Но есть всегда и «в-третьих»: поняв закон природы, мы сразу думаем, как нам извлечь из него пользу.
Конечно же, и у Б-жественного Провидения (то есть процесса управления Миром) есть законы. И можно (даже нужно) их познать. И лучший путь для этого — изучение Торы. Познав законы Б-га, сможем правильно мы жизнь построить. И будет нам светло — и в этом мире и в грядущем.
В главе Баалотха, рассказано о первом Песахе в пустыне. Ровно через год после исхода из Египта Всевышний заповедовал о принесении Пасхальной жертвы. И евреи, в большинстве, принесли ее, как нужно. Однако — ритуально нечистый человек, например тот, кто, коснулся мертвеца, не имел права принести жертву — ведь он должен был сначала на протяжении семи дней очиститься, а тем временем Песах прошел.
Но «нечистые» не отчаялись, а обратились к Б-гу с просьбой: дать им еще одну возможность. И Всевышний согласился, назначив этот день через месяц. И так установилось навсегда то, что сегодня называется Второй Песах — через месяц после 14 Нисана приносят жертву те, кто по какой-то причине не смог принести жертву в срок.
Однако, почему же Второй Песах был назначен аж через месяц — ведь эти люди могли быть ритуально чисты уже через неделю? Объяснение этому, возможно, находится в немного неожиданном месте.
В продолжение этой же главы рассказывается о передвижении евреев по пустыне: они следовали за облаком Б-жественной Славы. Буквально, как написано (9:21): «Бывало, что останавливалось облако лишь с вечера до утра, и поднималось оно утром и шли они за ним; или на сутки и на ночь, и поднималось облако утром и шли они за ним. Или на два дня, или на месяц, или на год — сколько бы не покоилось облако на Храме, останавливались сыны Израиля …»
Обратите внимание на то, что, согласно тексту, облако останавливалось только на конкретные промежутки времени: на ночь, на сутки, на два дня, на месяц и на год. Очевидно, передвижение евреев по пустыне происходило по какому-то плану. И этот план был всегда вперед рассчитан: на день, на два, на месяц или на год.
И когда евреи выступили с просьбой о дополнительном дне, то самый ранний срок после семи дней, необходимых на очищение, был только через месяц.
Таков закон Б-жественного Провидения — все по плану, не случайно и не спорадично. И жизнь свою строить стоит в соответствии с этим планом. (Опубликовано в газете «Дор Нээман»)
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»