Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Путь еврейского самовоспитания.

Болезнь самонадеянности

Хотя мы и не будем в нашей работе перечислять все болезни души и все лекарства от них, все же о некоторых из них необходимо поговорить отдельно. Мы уже говорили о лени, потому что она — один из главнейших душевных недугов, и зараженный ею не сможет сделать даже первого шага по пути служения Б-гу. А теперь мы не можем обойти своим вниманием и болезнь самонадеянности, потому что она очень опасна, и тот, кто болен ею, движется прямо в преисподнюю, Б-же упаси. И как больно и как печально, что эта болезнь в наше время так широко распространилась среди юношей, которым не хватает разума и сердца!

Такой юноша считает себя совершенно самостоятельным и независимым. Он точно знает, как следует поступать, он понимает, что для него и для его души хорошо, а что плохо. Бывает, что его отец или наставник что-то говорит ему, хочет помочь и направить, — а юноше кажется, что он сам все гораздо лучше понимает. Поэтому ему кажется, что наставник пытается силой заставить его что-то делать, просто потому, что так ему захотелось. И он начинает относиться к своему раву все хуже, отдаляться от него все больше, пока, наконец, вообще не перестает обращать внимание на его слова. И если ученик сам не почувствует, что душа его поражена этой болезнью, и не бросится сам выкорчевывать ее, истреблять внутри себя — конец его будет очень горьким, Б-же упаси. Из такого юноши никогда не выйдет ничего хорошего, ни одного доброго качества не сможет он приобрести, и даже то хорошее, что всегда есть в сердце любого еврея, у него испортится, извратится и станет отвратительным; все, что только ни есть в нем, будет дурно, Б-же упаси. Все он будет понимать наоборот: доброе считать дурным, а дурное — добрым. Все свойства своей души он обратит к злу, станет ненавидеть то, что необходимо любить, а мерзкое полюбит и начнет тянуться к нему. Это о нем горюет пророк в словах (Йешая 5: 2): «Хотел вырастить виноградник — а вырастил колючки». В нем ведь были добрые чувства, просто потому, что он — еврейский юноша, и Б-г Израиля ждал, что его душа взрастит виноград. Однако выросли лишь сорняки: все испорчено, все превратилось в яд и горечь!

Корень этой болезни — гордость и самодовольство, и хазаль давно предвидели ее появление, когда сказали, что «перед приходом Машиаха усилится наглость» (Сота 49б). В предыдущих поколениях ученики с радостью подчинялись и слушались своих родителей, преподавателей и наставников; они знали, что их собственный разум еще слаб, неразвит и не в состоянии справиться в одиночку с той важнейшей и тяжелой задачей, которая на них возложена: вырасти и превратиться в великих людей народа Израиля. Для них наставник был долгожданным проводником, которого встречает измученный путешественник, заблудившийся ночью в страшном, непроходимом лесу. Они всецело полагались на него, ожидая, что он выведет их на верную дорогу, к людям. Они любили учителей, благословляли их; каждое слово, срывающееся с их уст, почитали как святыню, благоговейно впитывали и бережно сохраняли в самых глубинах души. Сегодня все не так: нынешний юноша, гордясь, восклицает: «Я и сам обойдусь, мне не нужна помощь, я самый умный, и все, что я делаю — правильно!».

Еврейский юноша! Ты дочитал уже до этого места и начал воспринимать душой наши слова. Ты уже начал понимать, что такое на самом деле еврейский юноша, какова его связь с Б-гом и какая на него возложена святая обязанность: превратиться в великого еврея, ведущего за собой весь святой народ. Рассуди теперь: разве можно заболеть сильнее, чем этот мальчик-гордец? Тебя мы не должны предостерегать от этой напасти: мы уверены, что слова Торы, о том, что человек должен трепетать перед матерью и отцом, и слова хазаль о том, что трепет перед раввином — как трепет перед Небесами(Авот 4: 15), запечатлены в твоем сердце навечно. Ты прекрасно понимаешь, что Б-г обучает тебя Торе, а голос Его — это голос твоего рава; и неважно, говорит рав с тобой о Торе, о служении или даже о правилах поведения, основанных на Торе. Вспомни, как дрожал народ, стоя на горе Синай и внимая голосу Б-га, раздающемуся из языков пламени! Так и ты дрожишь, сидя в ешиве и напоминая себе, что зал учения полон ангелов и что голос, звучащий в нем — глас Б-га, облекающийся в голос твоего рава и проникающий прямо тебе в душу. Страх и радость, трепет и любовь переполняют тебя и заставляют сжиматься твое сердце, и ты всецело отдаешься словам Торы, различимым в звуке раввинского голоса.

Тебе не нужно много рассказывать о гордости. Однако вспомни слова Мишны (Авот 4: 4): «Очень-очень будь смиренным». Гордость необходимо изгнать из сердца совершенно, чтобы и следа от нее не осталось1. А ведь может оказаться, что среди вас есть юноша, который, хоть и не настолько самонадеян, чтобы открыто пренебрегать советами учителя и рава, все же хранит в душе намек на гордость. Может быть, есть среди вас ученик, который подчиняется учителям с недостаточной готовностью, недостаточно уважительно относится к ним самим и к их словам? Такой юноша, скорее всего, найдет в себе силы подавить это отвратительное качество, поскольку оно не смогло окончательно укрепиться в нем; наверное, он станет слушаться учителей и сможет заставить себя исполнять их повеления. Но все же, поскольку в его сердце живет эгоизм, поскольку на нем камнем лежит самонадеянность, его душа тоже нуждается в основательной чистке: придется отмыть ее от мельчайших следов этой гордости!

Более того. Даже если человек старается возвыситься над товарищами — или силой разума, более острого, чем у других, или просто так, без причины, — пусть знает, что когти злого начала ухватили его, вцепились в его душу. Юноша! Если ты таков — послушайся нашего совета и немедленно соберись с силами и сбрось их! Если только жаль тебе свою душу, очисти ее, иначе все дни твои будут печальны, Б-же упаси.

И действительно, почему любящие товарищи вдруг начнут возноситься друг над другом? Как можно не видеть, что все вы — чистейшие ангелы Б-жьи, которых Он послал в этот мир, чтобы подчинить его Своей воле? Смотрите: Б-г неба и земли носит имя Б-га Воинств. А кто же составляет те воинства, именем которых Он назван? Об этом говорила Хана, когда молилась о даровании сына. Она была первой, кто назвал Всевышнего именем Б-га Воинств, и хазаль (Брахот 31) разъяснили нам, что она имела в виду: «Господин мира! Ты создал в Своем мире бесчисленные воинства — неужели Тебе трудно дать мне всего лишь одного сына?». И теперь все становится понятным.

Это вы, мальчики и юноши Израиля, вы названы воинством Б-га, и об одном из вашего воинства молилась Хана. Вы, чистые душой, предстоите перед Ним, как ангелы, чтобы подчинить мир Его воле и провозгласить Его царем. Не мечом, не копьем — духом Б-га построите вы народ драгоценный и святой, и именно через вас явится в мир Его свет и пронижет мир Его святость. Зачем же вам гордиться, зачем отдаляться сердцем друг от друга? Ведь этим вы отдаляетесь от Б-га Воинств, а Он сказал уже: «Если человек возгордился, не можем Я и он жить в одном мире» (Сота 5а).

Чистые сердцем ученики! Любите друг друга, не забывайте, что говорит Мишна (Авот 4: 4): «Пусть честь твоего товарища будет любезна тебе, как твоя собственная». И не о любви по обязанности мы говорим. Бывает ведь, что человек на самом деле любит только себя. Но раз ему велят, раз требуют от него любить и товарища, он принуждает себя ненавидеть товарища не так уж сильно, — и может быть, любовь к себе заставит его время от времени дать что-нибудь и другому. Такая любовь ничего не стоит, даже пока проявляется, не говоря уже о том, как быстро она пропадает.

Вы же любите друг друга, все время вспоминая, что каждый из вас только исполняет волю Б-га, и никто не может сказать: «Я самый лучший, а мой товарищ — человек недостойный». Дело ведь не в вас, а в Том, Кто послал, направил вас сюда. Ваша задача — служить Б-гу всеми силами, а Г-сподь, Б-г ваших воинств, поможет вам расти и возвеличиваться и в духовном плане, и в материальном — каждому по его служению и по его скромности. Сколько раз мы встречали необыкновенно талантливых юношей, которые только из-за гордыни остались ниже всех. И даже о взрослых, состоявшихся мудрецах Торы сказали хазаль (Эрувин 54а): «Если он возгордится, Б-г низринет его». А сколько мы видели обратных примеров: юношей, которые ничего не представляли собой в детстве, выросших в великих мужей!

1 Как известно из Шмона праким Рамбама.

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»