Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Также пусть человек имеет в виду, что колесо фортуны поворачивается, и рано или поздно он сам, или его сын, или внук будут нуждаться в милостыне. И пусть ему даже в голову не приходит сказать: «Как же я буду растрачивать свои деньги на милостыню?» Поскольку следует ему знать, что деньги эти не его, а лишь даны ему на хранение, чтобы он делал с ними то, чего хочет истинный хозяин их, и это — доля его от всего его труда в этом мире, как сказано: «…и пойдет впереди тебя милостыня твоя».»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни
Путь еврейского самовоспитания.

Болезнь ложного смирения и лекарство от нее

Еврейский ученик! Не думай, что, когда мы писали это сочинение, мы собирались освободить тебя от необходимости постигать также Талмуд, Мидраши, Шульхан арух и прочие святые книги, указывающие нам святой путь к Б-гу. Ни в коем случае! Наоборот, мы рассчитывали помочь тебе в этом, так подготовить тебя, чтобы ты смог внимательно изучать их и впитывать их святые слова в душу и тело, пропитываясь живой водой из источника, берущего свое начало в Доме Б-га и во Дворце святости Его. Поэтому мы не приводим здесь все, что сказано в Шульхан арухе и других книгах Торы о правильном жизненном пути: они открыты перед каждым евреем, и если он захочет приблизиться к Основе всякой чистоты и стать одним из Его непорочных служителей, он может узнать из них, как это сделать. Мы же приводим только самое необходимое.

Шульхан арух (Орах Хаим 1) говорит так: «…И пусть не стыдится перед людьми, которые насмехаются над ним в его служении Б-гу благословенному». Этот стыд — один из самых коварных камней преткновения: тот, кто ему подвержен, не властен над собой и не в состоянии управлять своими поступками — он тянется за посторонними и чужими людьми. Он боится, что над ним станут издеваться, и этот страх заставляет его сознательно отказаться от своей воли. Он будет действовать только так, как захотят окружающие. Добрых дел он совершать не будет: вдруг да посмеется над ним сосед! И к другому соседу, и к третьему придется ему приспосабливаться. Глубокого сожаления достоин такой человек, который предал тело и душу во власть посторонних, испорченных людей. Любой может распоряжаться им, и только сам он не имеет никакой власти ни над душой своей, ни над телом.

Стыд перед насмешниками — это тяжелая болезнь, основа которой — неизжитое младенчество. Маленький ребенок знает, что разум его еще не так силен, и привыкает мерить все свои поступки привычками и представлениями взрослых, окружающих его. «Если я сделаю то-то, — размышляет он, — им это понравится, а если я поступлю так-то, они посмеются надо мной». Так это и продолжается, пока не отпечатается навечно в его сознании и останется даже в зрелом возрасте; он всегда принимает в расчет только то, что думают другие, а не истинное благо.

Запомни одно правило, которое очень важно и для нашего случая, и для всех остальных. Если ты не постараешься всеми силами отбросить, выкорчевать из своей души все дурные качества, которые сохранились в ней с детства, они останутся с тобой навсегда и постоянно будут вредить тебе. Злое начало будет мешать тебе и убеждать: «Зачем мне сейчас возиться с этим? Я же еще маленький, поэтому у меня пока еще остаются недостатки. А вырасту — они сами исчезнут, и сами придут ко мне правильные мысли и верные чувства!». Пожалей себя, не слушай этого голоса! Такой человек не повзрослеет, сколько бы лет ни прошло. Есть люди, по годам взрослые и даже старые, а на самом деле — настоящие дети. А все потому, что они поленились работать над собой, понадеявшись, что с годами все придет само.

Вернемся теперь к нашей теме. Мы говорили о том, как получилось, что ложный стыд остается от детского опыта, и о том, и как вылечиться от него. Когда ребенок начинает свое развитие, у него пока что нет даат, того свойства разума, которое позволяет различать добро и зло. Кроме того, у него нет воли, которая толкала бы его и велела делать одно, а от другого воздерживаться. Поэтому он вынужден усваивать готовые мнения извне. Он ведь сам не может знать, что ему делать, и вынужден полагаться на решения взрослых, следуя тому, что хорошо или плохо в их глазах. А что случится, если и повзрослев, человек не приобретет собственного разума и собственной воли? Он никогда не сможет освободиться от необходимости следовать мнениям других, и только они будут управлять им. Он будет вынужден подчиняться даже самым глупым решениям окружающих и постоянно станет бояться насмешки; все его поступки будут направлены лишь на то, чтобы понравиться другим.

Смотрите, какие удивительные вещи случаются! Бывают люди, пораженные одновременно двумя недугами, исключающими один другой. Они страдают одновременно от подчиненности и недостатка уверенности в себе, и, одновременно, от эгоизма и гордости, о которых мы говорили в главе 6. Они возносятся над своими добрыми учителями и раввинами, и гордыня шепчет им: «Я — самостоятельная личность, и все мои мнения правильны! Я совершенно точно уверен, что должен направить все свои устремления на бренный мир и следовать за ним, как баран на бойню». Можете посмеяться, правильно воспитанные юноши, над этими людьми и над их искалеченной психикой. Подумайте: эгоизм и гордыня приводит их к тому, чтобы стать тряпкой под ногами людей, потерять себя и исчезнуть.

Такая невероятная смесь гордости и дурной скромности становится возможной потому, что сама эта гордость — тоже не их собственное свойство. Корень этой мерзкой и гнилой надменности — в следах идолопоклонства, Б-же избави. И ее действие по разрушению Б-жьего народа, который пережил Невухаднецара, Адриана и Тита, не может вырасти из еврейской души, оно — болезнь всего современного мира. Но ведь у этого человека нет собственной воли. Он склонился перед внешним миром, и зараза перекинулась на него. И вот — он уже бунтует против учителей и родителей.

Поэтому, если человек захочет изгнать эту болезнь, угнездившуюся в нем с детства, ему недостаточно только развить свой даат. Главное здесь — самопознание и уверенность в себе. Ведь какой-то разум есть даже у того, кто не переносит насмешек и подчиняется любому внешнему веянию: он ведь, как ни говори, вырос и стал взрослым! Проблема в том, что их мысли пробуждает к жизни не их собственная воля, а события внешнего мира. Когда ребенок хочет подражать взрослым, он надевает шляпу и пиджак взрослого. Но это его действие вызывает не уважение, а смех. А эти люди просто лучше научились подражать поступкам взрослых, и за это над ними уже не смеются. Но такой человек — а их много — умом не более чем обезьяна, потому что все, на что он способен, — это научиться вести себя так же, как другие. Если все вокруг станут считать хорошее плохим, он тоже станет поносить Тору и изучающих ее. Если все вдруг начнут сходить с ума, глядя на детскую игру в мячик, он тоже подчинится общей моде и будет восхищаться теми людьми, которые умеют в нее играть.

Мы хотим побудить тебя обратиться к собственному разуму. Суть твоя определяется тем, что ты еврей, и именно еврейский дух должен ты проявить. Дух твоих отцов, скрытый в твоей душе, должен проклюнуться наружу и пышно разрастись. И именно этот дух должен указывать тебе, что делать, а от чего воздержаться: служить Б-гу твоему и Б-гу твоего народа, исполнять Его заповеди, прислушиваться к Его голосу, исходящему из уст твоих добрых учителей и родителей. Люди, далекие от Торы, должны вызывать у тебя только смех, а в вопросах Торы ты должен быть примером мужества и стойкости, «неудержимым, как леопард», никого не бояться и ни перед кем не стыдиться.

Есть одно очень важное правило, и ты должен всегда помнить его. Мы прекрасно понимаем, что если вдруг тебя начнут подстрекать сойти с пути Б-га и направиться к преисподней, в место, где властвует Темная сторона мира, ситра ахра,ты решительно откажешься. Слова твои будут горячи, как обжигающий огонь, и будут разить, как стрелы, и никакого сближения с этими людьми и с подобными им ты не допустишь. Мы должны предостеречь тебя только от неискренних людей, которые придут к тебе с честными и открытыми лицами, говоря: «Мы тоже трепещем перед Б-гом наших отцов, мы служим ему так же, как ты. Мы рассказываем тебе волю Б-га: сейчас такое время, которое заставляет идти на небольшие компромиссы. Ты уже изучил Тору — изучи теперь ремесло или торговлю!». Они не постесняются воспользоваться словами самой нашей святой Торы и приведут цитату из Мишны, где говорится (Авот 2: 2): «Хорошо изучение Торы, если оно сочетается с ремеслом». И в самом служении они станут уговаривать тебя пойти на компромисс. Они скажут: «Времена изменились, и сегодня нет необходимости так строго следовать всем заповедям и всем еврейским обычаям, нет нужды столь отдаляться от прегрешений, как делали прежние поколения…». Не спорь с ними, не старайся переубедить их, а мысленно ответь им так: «Если времена, как вы говорите, действительно изменились, они изменились к худшему, а не к лучшему! В прежние времена и торговец, и ремесленник служили Б-гу, а теперь, как только молодой человек покидает ешиву и идет работать или торговать, он, как правило, падает в преисподнюю. Вы хотите убить и меня тоже, сжечь мою чистую душу в огне Геинома, а тело мое бросить в котел с кипящими нечистотами? Я не буду вас слушать и ни под каким видом с вами не соглашусь! Я обеими руками буду держаться Торы, в которой присутствует Сам мой Г-сподь, и пока душа моя в теле, я от нее не отступлюсь.

Что же до слов о том, что я, когда вырасту, должен буду заботиться о пропитании — что это вообще за бессмысленные звуки, которые они издают? Разве они хоть немного знают, о чем говорят? Разве они не видят, что как сейчас, в плохие времена, так и раньше, в хорошие, когда пропитание легче было обеспечить, многие ремесленники жили впроголодь, а многие из тех, кто посвятили свою жизнь Торе, были, наоборот, богаты? Хазаль давно уже сказали (Кидушин 82а): “И богатство не от ремесла (образования), и бедность не от ремесла (отсутствия образования)”. Б-г сбрасывает в бедность того, кого хочет, а богатство дает тому, кто понравится Ему, и мне этого достаточно. Моя цель — наполнить свое тело и душу Торой и святостью. А когда я вырасту и мне потребуется пропитание, я приложу усилия (иштадлут), и Б-г, путями Которого я пойду, поможет мне и обеспечит меня всем необходимым».

Но может случиться, что обстоятельства окажутся сильнее тебя. Может случиться, что ты не сможешь остаться «привязанным к Торе», занимаясь ею весь день. Может случиться так, что тебе придется оставить ешиву еще юношей1 и идти зарабатывать себе на жизнь ремеслом или торговлей. Самое главное — даже в этом случае не теряй надежды и желания остаться настоящим евреем, и Б-га нашего не оставляй ни в коем случае. Помни, что тебя ожидают и более серьезные испытания, чем это, первое, когда тебе пришлось оставить Дом Б-га, то есть ешиву. Наберись мужества, чтобы с честью преодолеть их; укрепляй связь с Б-гом, и тогда Он всегда будет на твоей стороне. Старайся, чтобы ни один твой день не прошел без изучения Торы, а когда ты молишься, взывай к Нему из самой глубины твоего сердца.

Мы запишем для тебя одну из возможных молитв, которые ты можешь обратить к Нему, но ты вовсе не обязан следовать этому тексту: обращайся к Нему любыми словами, как вслух, так и сердечным размышлением.

«Б-г мой, исследующий души и знающий, что у меня на сердце! Тебе известно, что, когда я оставил изучение твоей Торы и стал заниматься делами этого мира, я не восстал против Тебя, Б-же упаси, и не ради бунта я оставил мир истины и обратил свое внимание на преходящее. Ты видел, какие я перенес страдания, и какие испытания обрушились на меня — и, в конце концов, мне не хватило сил и мужества, и пришлось мне оставить ешиву и отправиться на поиски пропитания. Но, Б-г мой, я и сейчас не оставил Тебя, Твою Тору и святое служение Тебе. Я и сейчас молюсь Тебе и занимаюсь Торой больше, чем позволяют мои возможности, и все мысли мои — лишь о Тебе. Б-г мой! Сердце мое в страхе, и душа стеснена. Я — всего лишь потерявшаяся овечка, и передо мной — огромный и пугающий путь. Я вошел в мир, полный ловушек и препятствий, хищных зверей и разбойников, охотящихся за моим телом и душою. Но если я — заблудившийся ягненок, то Ты ведь — пастух Израиля! И вся моя надежда лишь на то, что Ты поведешь нас, как свое стадо, и лишь этого жду я от жизни. Ведь если овца отобьется от стада и забредет в темный лес, а там нападут на нее медведи и волки и начнут терзать ее — задрожит она от страха и исторгнет вопль из самой глубины души. А пастух услышит, пожалеет ее и бросится ей на помощь. И если еще теплится в ней жизнь, он непременно спасет ее. И я обещаю, что куда бы ни завел меня долгий путь через глухую чащу, к Тебе будет всегда обращен призыв мой: “Б-г мой, спаси!” И Ты на Небесах услышишь его и поспешишь “ухватить меня за волосы на моей голове” и за струны сердца моего2, спасешь и направишь меня к Себе».

Обо всем этом ты должен размышлять постоянно. И поддерживай отношения со своими прежними товарищами, которым удалось остаться связанными с Торой днем и ночью и которые дышат воздухом Ган Эдена и которых постоянно овевает ветер, слетающий с крыльев высших ангелов. Время от времени встречайся с ними, и делай это непременно в субботу и праздники. Отведи себе ежедневное время для занятий Торой. Каждый день читай псалмы и сосредоточенно молись. Не забывай в начале и в конце субботы и праздников «прибавлять к святому от будничного» и следи, чтобы каждая твоя суббота и каждый праздник были проведены в святости. Напряженно жди субботы всю неделю. Помни, что в этот день над тобой не властны дым и гром Геинома, ибо в этот день ты гостишь в Ган Эдене. Каждую субботу занимайся Торой и разговаривай на возвышенные темы со своими прежними друзьями, время от времени заглядывай в книги по мусару и хасидизму…

А вы, юноши, которым выпало счастье наслаждаться постоянной связью с Торой, — не прогоняйте его. Жизнь вытолкнула его из-под надежной крыши под египетский град «и огонь внутри града», и нет от него спасения. Пожалейте его! Вас укрывают крылья Б-жественного присутствия — призовите и его к себе, если только увидите, что он предан Б-гу и с тоской вспоминает о прежних временах, когда вкушал вместе с вами духовную трапезу в Ган Эдене. Если же вы заметите, что он стал портиться, — поговорите с ним раз, и другой, и третий, дружелюбно, спокойно и искренне. Но если это не поможет — отдалите его от себя, чтобы огонь, сжигающий его душу, не опалил и вас, Б-же упаси. Ведь даже если он дочитал нашу книгу досюда, понял и запомнил все наши советы и наставления, он все равно нуждается в чудесной поддержке милосердного Б-га, чтобы остаться настоящим евреем. Ведь мы все равно не можем сказать ему больше, чем уже узнала его душа перед тем, как спуститься в этот мир, и все же, как много заблудившихся и отставших в пути! И да сохранит нас Б-г от них, от каждого в отдельности и от всех вместе.

1 Бывает так, что еврейскому юноше приходится кормить своих больных родителей, Б-же упаси.

2 Вот что это значит: поскольку все мысли в моей голове и все стремления в моем сердце направлены к Б-гу, Он ухватится за них и сохранит все мое тело.

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»


Хотя Лея и была не самой любимой — свою вторую жену, Рахель, Яаков любил сильнее — именно от Леи ведут свой род половина израильских колен, в том числе, колено Йеуды. И именно Лея похоронена рядом Яковом в Хевроне. Читать дальше