Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Путь еврейского самовоспитания.

Несколько советов тому, кто борется с небрежностью

Простого желания превратиться в усердного слугу Б-га недостаточно. Ты должен проникнуть в свою душу гораздо глубже, должен найти методы и средства выкорчевать это свойство — небрежность — и насадить вместо него прилежность. Со всеми другими дурными качествами дело обстоит совершенно так же: недостаточно просто желать, чтобы это качество вдруг исчезло и сменилось хорошим, а нужно искать средства и разрабатывать методы. Ведь эти качества — не что иное, как болезнь тела и души, а больной ведь не может вылечиться, просто пожелав этого! Ему тоже придется искать подходящее лечение.

Итак, ты решил победить в себе лень и небрежность. Вспомни, что самый главный твой воспитатель — это ты сам, и постарайся отдать самому себе нужные приказы.

Прежде чем начинать любую работу, следует понять, сколько времени потребуется для ее выполнения. Прикажи себе, например, выучить лист Талмуда за час или повторить его за полчаса — но не больше. Перед выполнением каждого задания следует выставить перед собой четкое требование: «Я не буду лениться, я закончу задание именно за это время». А когда закончишь — убедись, что ты успел вовремя, и порадуйся этому. А если ты не успел — не по какой-то внешней причине, а просто из-за лени, — посильнее рассердись на себя и прикрикни: «Что это я себе позволяю? Как я мог полениться создать изученными мною словами Торы новый мир, как я мог позволить себе рассердить Творца?!». Поступи так несколько раз — и ты привыкнешь, и такое повеление станет для тебя естественным. И теперь каждый раз, когда ты начинаешь учиться, ты будешь чувствовать, что кто-то как будто подгоняет тебя и приговаривает: «Не ленись! Не отвлекайся на посторонние мысли!».

Когда юноша заметил в себе небрежность, ему не стоит браться за очень сложные темы, если он учится один, — даже если он уже в состоянии в них разобраться. Следует ограничиваться чем-то более простым, и для каждого нового задания определять себе время: за час выучить столько-то из Талмуда, за полчаса — столько-то из Танаха, и так далее. Дело в том, что, занимаясь сложными вопросами, невозможно установить себе четкие временные рамки: никто ведь не знает, сколько времени займут размышления! И, кроме этого, так гораздо труднее помешать себе отвлекаться на сторонние мысли. Но не следует совсем отказываться от углубленных размышлений над Торой. Ибо вся суть изучения Торы в том, чтобы всей душой погрузиться в глубины ее святости. И первый соблазн, который выставляет на пути ученика злое начало, состоит как раз в том, чтобы учиться поверхностно, не прикладывая усилий и не стараясь понять. Но приступать к этим размышлениям следует в присутствии раввина или хорошего товарища, с которым вы сможете помогать друг другу сосредоточиться и не лениться. А когда прилежность станет твоей второй натурой, ты сможешь отдаваться размышлениям и во время уединенных занятий.

Если ты уже закончил обучение в ешиве, и теперь время занятий не определяют для тебя ни раввин, ни директор, тебе нужно самому установить для себя обязательное время занятий. Начни с недолгих занятий, а когда увидишь, что несколько дней подряд исполняешь установленный урок, можешь немного его увеличить. Например, если ты начнешь с того, что за два часа будешь изучать лист Талмуда с Раши и Тосафот, рано или поздно ты обнаружишь, что сможешь добавить к своему заданию еще и Хумаш с Раши, не теряя в качестве изучения Талмуда. Просто твое постоянное прилежание приведет к тому, что учеба будет даваться тебе легче, и после изучения обязательного листа останется еще десять-пятнадцать минут на Хумаш. Так ты и будешь потихоньку прибавлять, пока весь твой день не окажется занятым Торой и служением.

Очень полезно записать свой распорядок дня на бумаге. Например, так: «Утром в такое-то время я встаю, в такое-то — я уже оделся, омыл руки, произнес Шма и благословения на Тору, и начинаю учиться до такого-то часа». И каждый день сверяйся со своим расписанием. Кстати, ученик ешивы, если только захочет, тоже сможет найти время для дополнительных занятий и изучать те разделы Торы, которые в ешиве не учат. Представь себе, сколько времени ты теряешь за обедом, а сколько — вечером, когда ты уже ушел из ешивы, но еще не спишь! Почему бы и отсюда не позаимствовать несколько минут для служения Б-гу?

Такие занятия, которые ты установишь для себя сам, будут очень полезны для воспитания характера, даже если ты еще находишься в ешиве, а уж тем более — если уже живешь самостоятельно. Если ты будешь строго следовать расписанию, то настолько привыкнешь к тому, что каждый час и каждая минута занятий безусловно обязательны, что если когда-нибудь не сможешь исполнить ежедневный урок, сам почувствуешь, что ограда твоего дня проломлена, а та страница Талмуда, которая осталась неизученной, с плачем обращается к тебе: «Почему ты меня оставил?!».

Каждое утро проверяй свое расписание и вспоминай, не забыл ли ты вчера чего-нибудь. Если же ты действительно увидишь, что нечто важное осталось неисполненным, тогда, если причиной была твоя лень и небрежность, ты должен расстроиться и озаботиться этим и сегодня же, сразу доделать все то, что не успел вчера. Но если ты не успел только потому, что изучал что-нибудь особенно сложное или слишком углубился в запутанную проблему, — не расстраивайся и не думай, что ты обязан сегодня выучить пропущенные вчера страницы! Ведь наш совет о постоянном количестве изученных листов в день касался только обычного изучения, без погружения, и относился только к такому человеку, который еще не изгнал из своей души небрежность. Вот ему действительно нужно строго соблюдать установленный дневной урок, чтобы не лениться и не тратить на каждую страницу больше времени, чем нужно. Но если человек учится с полной отдачей и задерживается только потому, что погружается в исследование Б-жественной речи, — благо ему и счастлив его удел! Это и есть то, что мы называем «изучением Торы», через которое еврей строит свою связь с Б-гом.

Если ты стал учиться именно так, тебе нужно теперь отвести время и на глубокое изучение, ставя в расписание только учебные часы, но не число листов. И не старайся за это время успеть побольше!

Может быть, ты опасаешься, что, привыкнув загружать себя работой, ты одновременно привыкнешь и обманывать самого себя и довольствоваться поверхностным пониманием, желая, во что бы то ни стало исполнить все, что запланировано. Запомни: чем больше ты заставляешь себя работать, тем больше крепнет в тебе желание действовать с полной отдачей, желание не просто много успевать, а еще и глубже и точнее понимать изученное. Собирайся с силами, призывай на помощь мужество — и рано или поздно ты станешь настоящим работником, который смело берется за самые тяжелые задания. А если ты не будешь все время напоминать себе об ответственном выполнении обязательств, то, наоборот, привыкнешь к лени, будешь успевать все меньше, и будешь заниматься без радости, без погружения и без настоящего понимания.

Запомни одно правило. Так же, как слепой никогда не станет видеть, а осел никогда не станет мудрецом, — так юноша, если не будет ставить себе задачи, никогда не станет проворным, разумным, свободным от долгов перед самим собой, прилежным и старательным. Да ты, наверное, и сам уже это чувствуешь. У небрежного душа дремлет, и нужно, чтобы кто-нибудь подтолкнул ее и побудил к деятельности. И как раз для такого толчка и нужен строгий распорядок, который не даст твоей душе опять погрузиться в сон, пока ты не выполнишь всего, что намечено. А раз необходимость работать уже пробудила твои душевные силы, их можно теперь направить и на углубленное изучение. Но если ты не впряжешься в работу, не установишь себе обязательного задания, твоя душа так и будет почивать и не сможет воспрянуть; твое учение будет бедным по количеству и негодным по качеству, и ни одну проблему ты не сможешь исследовать глубоко.

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»


О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Смысл пасхального Седера

Рав Носон Шерман

Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.

Очистка дома перед праздником Песах и проведение Седера

Рав Пинхас Шайнберг

Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.

Наш рассказ в ночь Пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.

Избранные пасхальные рецепты

Тиква Серветник

Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.

Канун Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»