Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Путь еврейского самовоспитания.

Главное о душевных болезнях и их лечении

Наша единственная задача — приблизить тебя к Торе и направить по пути Б-га — требует сначала подготовить тебя к этому, как объясняет наша святая Тора: «Отойди от зла и делай добро». Ведь нельзя пригласить царя в дом, не прибрав в нем, и нельзя привести в душу святость, не изгнав из нее вначале все зло. Поэтому мы должны будем сперва отыскать в тебе всю ту грязь, которая не дает тебе заниматься Торой и строить связь с Б-гом, и удалить ее. Но мы будем делать это только вместе с тобой! Только вместе мы будем «проверять хамец» в уголках твоей души, вычищать скопившуюся там гниль и сжигать ее. Ведь кто самый главный твой воспитатель, если не ты сам? Кто отвечает за то, чтобы еврейские подростки и юноши превратились в «ливанские кедры», в великих мудрецов Торы, если не сами вы, подростки и юноши? Кто лучше вас знаком с собственными недостатками, которые у всех вас разные, и кто лучше вас знает, как можно их исправить? А мы можем лишь помочь вам, приготовить вам прямой путь и направить вас по нему. Мы можем сказать вам: «Эта дорога, эта тропинка — кривые, и идущий по ним окажется в руках злого начала и попадет в преисподнюю, Б-же упаси. А эта дорога, эта тропинка — прямые, и идущий по ним придет в руки Б-га и узрит великолепие Его святости. Любой отец, учитель и наставник может только что-то велеть тебе или что-то посоветовать, а уж ты сам решаешь, послушаться ли тебе, направиться ли по пути, который тебе предлагают. Если ты будешь ловить каждое их слово, помещая его в глубинах души и тела, — будет тебе благо. А если, Б-же упаси, будешь бунтовать и отказываться, — кто же поможет тебе, что сможет спасти тебя от клипот2, улавливающих еврейские души, Б-же упаси? Только вы сами сможете обыскать “выемки и трещины” сердца и души, найти там недостатки — каждый свои — и исправить их. Мы же поговорим только о некоторых из таких недостатков, и только об их исправлении расскажем. А вы из этого сами поймете все, что нужно именно вам: как искать, находить и исправлять».

Бывают люди — и дети, и взрослые, — которые не чувствуют, что в них самих что-то неладно. Даже если такой человек читает книгу мусара и узнает, что то или иное душевное качество дурно и нуждается в исправлении, он не может осознать, что сам обладает этим качеством и сам должен с ним работать. И не только разум его молчит — его сердце тоже не страдает и не заботится об этом недостатке. И это очень плохой признак: если человек безнадежно болен, он перестает чувствовать боль, ощущать симптомы болезни и вообще не считает себя больным. (Это подробно объясняет Рамбам в Шмона праким, гл. 3).

А бывают люди — и взрослые, и юноши, — у которых все происходит немного по-другому. Душа их воспринимает это качество как внутреннее уродство, и начинает болеть и страдать из-за этого. Однако разум их спешит найти оправдание, говоря: «Все же у меня это качество не так отвратительно, как в тех примерах, о которых я прочел в книге. У меня оно совсем не такое сильное, и места в душе занимает немного, и, может быть, меньше и не может быть: ведь нет праведника в мире, который будет делать только добро, и не согрешит». Этот душевный склад тоже воспитало злое начало себе в помощь, и ведет он тоже к душевной скверне, тьме и преисподней.

Эти две болезни имеют одну природу: они возникают там, где человек не требует от себя величия, где ему представляется, что работать над собой, исправлять свой характер должны только великие праведники, а обычному еврею вполне достаточно его теперешнего положения. И к своим преступлениям он привыкает относиться снисходительно, объясняя их случайностью или невнимательностью. Мы уже говорили, почему такой взгляд — огромная ошибка. Мы объясняли, что каждый еврей должен приложить все силы для того, чтобы наш народ не лишился своих праведников, вождей и законоучителей, и мы рассказывали, как Всевышний оплакивает тех, кто ленится так поступать.

И даже если человек действительно захочет оставаться простым евреем, с какой стати он позволит себе забыть, кто такой этот «простой еврей»? Когда Б-г сделал нас народом Израиля, когда даровал нам Тору, Он заключил с нами союз — не только с главами народа, не только с раввинами и праведниками, а со всеми — «от дровосеков до водоносов». Наши обязанности в этом союзе Б-г обозначил вот как: «И теперь, если послушаете вы Моего голоса, и будете хранить Мой союз, и будете Мне сокровищем из всех народов… и вы будете для Меня царством священников и народом святым» (Шмот 19:7). Вот что такое «простой еврей»: царство священников и народ святой! И если еврей принимает это на себя, тогда он может стать «простым евреем из народа Израиля», а если нет — не сможет, Б-же упаси.

А кто из вас, еврейские юноши, готов отказаться быть евреем, Б-же упаси? Кто из вас не готов сказать: «Я — еврей, и стремлюсь служить Б-гу всем телом и всеми силами»? Кого испугает необходимость хотя бы и всю жизнь посвятить тому, чтобы стать настоящим евреем? И поскольку каждый из вас, дети, желает этого и требует этого от себя, вы заметите свои недостатки, и ваши сердца будут сокрушаться из-за них и не дадут вам оправдаться и успокоиться, а потребуют непременно исправить их.

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»


Люди отличаются друг от друга своим душевным складом. Один человек склонен гневаться и всегда сердит; а другой человек всегда спокоен и не сердится никогда, или сердится один раз за много лет. Читать дальше

Пути праведников. Стыд

Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»

Глава из классической книги по мусару (этике) — «Орхот цадиким». «Стыд — это великая препона и железная стена, установленная перед всеми преступлениями».

Пути праведников. Любовь

Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»

Когда человек направляет свою любовь к добру, она выше всех иных свойств

Как одолеть гнев 1. Молчание и тихая речь

Рав Авраам Елин,
из цикла «Как одолеть гнев»

Как противостоять гневу и оскорблениям? Гнев лишает человека чистоты видения, лишает рассудка. Кривые пути становятся прямыми, запрещенное — разрешенным...

«Совершенная мера» 1. Общее описание путей преодоления плохих качеств

Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»

Желающий покинуть свой дурной путь должен взвесить свои качества на весах справедливости. Ибо сначала необходимо поразмыслить о своих плохих качествах и хорошенько их узнать.