Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
При участии организации «Толдот Йешурун» был внесен первый кашерный свиток Торы в синагогу «Ор Элияу» в Офаким. Большой праздник русскоязычной общины Офаким.

Офаким — небольшой израильский город, ничем другим не отличающийся от множества других. Как и любой другой, в нем множество новых репатриантов, в первую очередь из бывшего СССР. Но чем Офаким уникален — прекрасным вечерним колелем для русскоязычных евреев, с ежедневными уроками, множеством хеврут. Колель, по сути, является ядром небольшой общины, в основном выходцев из Кавказа. И вот — в синагогу «Ор Элияу», где находится колель, был привезен по инициативе руководителя колеля рава Михоеля Гитлина, первый кошерный свиток из тех, которые были до сих пор в синагоге!

Танцы вокруг свитка Торы

 

Несколько сотен человек, с песнями и танцами несли свиток Торы по тихим провинциальным улочкам, а местные жители с удивлением высовывались из окон.

Танцы, слова Торы, выступление раввинов — настоящий праздник для небольшой нарождающейся общины. Приехало несколько кавказких раввинов, и даже рав Иуда Якубов, который в эти дни открывает большую новую синагогу в городе Тира Кармель.

Мы говорим с молодым аврехом Реувеном Илишаевым, равом синагоги «Ор Элияу»: «Люди хотят вернуться к Традиции отцов, но как? Ведь идишкайт строится на религиозных людях — организаторах общины, раввинах, дающих уроки и т.д. В этом главное отличие Офакима от других подобных городков — здесь живет относительно большая группа русскоязычных аврехим, в основном молодых, полных энергии и желания поделиться своими знаниями и образом жизни с бывшими согражданами. Кто мог поверить, когда мы с равом Михоелем Гитлиным решили открыть вечерний русскоязычный колель в этой синагоге, кто мог подумать, что каждый вечер будут приходить многие десятки евреев? Синагога ожила.

Сейчас здесь дает урок даже рав Зеев Вайсбин — самый знающий и авторитетный из «русских» талмидей хахамим нашего города.

Урок  Рава  Бен Циона  Зильбера в Офаким
Урок Рава Бен Циона Зильбера в Офаким

В заключении праздника состоялся урок Рава Бен Циона Зильбера, специально приехавшего из Иерусалима, урок, который собрал всех — и учеников, и русскоязычных аврехим. Урок затянулся до позднего вечера, слушатели не хотели отпускать редкого гостя, снова и снова задавали вопросы...

Вот как оценивает происходящие организатор колеля важный аврех Михоель Гитлин:« Организация «Толдот Йешурун», под руководством рава Ицхака Зильбера, которая объединяет молодых русскоговорящих преподавателей Торы, в первую очередь — аврехим, пытается использовать драгоценный потенциал, который заложен в русскоговорящих бней Тора. Так произошло и в Офакиме, где с благословением рава Хаима Камиля нам удалось сформировать сильную группу энергичных аврехим, которые с радостью отдались вечернему преподаванию для своих нерелигиозных сверстников. Язык очень объединяет, сближает людей, помогает им в трудной дороге Тшувы. В этом главная составляющая успеха — что людей не „приближают“, не „охмуряют“, а учат Торе. Через изучение Торы молодые репатрианты приближаются, и сами делают свой выбор — соблюдать или не соблюдать. Ведь этот тяжелый выбор невозможно навязать, можно лишь дать знания, свет, что обеспечит свободу выбора. Весь этот трудный, часто мучительный процесс в нашем случае облегчен русским языком, хотя у нас преподают и ивритоговорящие аврехим, для тех немногих, кто знает иврит в совершенстве».

Каковы впечатления рава Бен Циона Зильбера от поездки? Он говорит: «Колель в Офакиме необычен не только размахом, и кипучей энергией, которую вносит прежде всего Михоель Гитлин. Главная его особенность относительно нашей организации «Толдот Йешурун», основанной ашкеназкими равинами — равом Эльяшивом, равом Штайманом, равом Шмуэлем Оербахом — что ученики колеля в Офакиме на 80 процентов состоят из кавказких евреев, сфарадим. Но это не должно разъединять, — благодаря языку нашей бывшей «родины» Свет Торы льется на всех. Дай Б-г, чтобы таких мест было больше и больше, — я знаю, какая огромная потребность в словах Торы есть среди кавказкой общины. Надо вспитывать кавказких аврехим, а тем, которые есть, — помогать открывать новые уроки. И в этом мы видим главное содержание нашей работы, работы «Толдот Йешурун» — привлечь молодых русскоговорящих аврехим к открытию новых уроков, новых мест Торы».


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Исход из Египта и сорокалетние скитания по пустыне

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.

Моше бен Амрам. Вдали от Египта

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Война на стороне Эфиопии, работа царским советником, 10-летнее тюремное заключение... Неизвестные стороны биографии лидера еврейского народа.

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Песах или чудесное освобождение евреев из египетского рабства. О чудесах, связанных с этим событием, подробно говорится в Торе. Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы.

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Моше бен Амрам. Исход

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Полная хронология исхода из Египта, включая чудеса, которые происходили с евреями. Прощание с рабством началось с извлечения саркофага.

Пламя не спалит тебя. Можно ли заглянуть в будущее?

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»

Отрывок из книги рава ицхака Зильбера

Послание в Йемен, или Врата Надежды. 1

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»

Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.