Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Всякий, кто нуждается в милостыне и не сможет выжить, если не будет ее принимать, как, например, старик или больной, но из гордости отказывается это делать — такой человек является убийцей и должен будет отвечать за убийство, и все его страдание — грех и преступление.»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни
Почему Тора начинается с рассказа о сотворении мира?

В Торе есть две главные темы: рассказ о сотворении мира и перечень законов Вс-вышнего, регламентирующий жизнь людей. Открывает Тору рассказ о сотворении мира. Первые слова первой книги Торы «Берейшит»: "В начале сотворил Б-г небо и землю ".

Чтобы объяснить такое начало Торы, известнейший комментатор Раши (раби Шломо бен Ицхак, 1040 – 1105 годы) цитирует Мидраш: «Сказал раби Ицхак: «Нужно было бы начать Тору со слов: «Месяц этот для вас - начало месяцев» (Это цитата из второй книги «Шмот»), так как это первая заповедь, данная еврейскому народу. Почему же Тора начата со слов: «В начале…»? … Если скажут народы мира евреям: «Грабители вы! Захватили земли семи народов!» Они ответят: «Вся земля принадлежит Творцу. Он сотворил её и отдал тому, кому считал нужным отдать. По желанию Его земля была дана другим народам. И по желанию Его была взята у них и отдана нам».

Великий мудрец Торы Рамбан (раби Моше бен Нахман, раввин Героны, 1195-1270 годы) объяснил это мнение раби Ицхака. Во-первых, по словам Рамбана, рассказ о сотворении мира необходим, «поскольку в нём заключается основа нашей веры», свидетельство тому, что « мир был сотворён, а не существовал всегда». Поэтому, утверждает Рамбан, раби Ицхак совсем не имел ввиду, что рассказ о сотворении мира не нужен. Он считает только, что идея сотворения мира и создания Адама и Хавы, суть их греха и наказания изгнанием из Эдемского сада; а тем более глубокий смысл рассказа о поколении потопа, вовсе изгнанного с лица земли; и повествования о поколении строителей Вавилонской башни, расселенного по разным ее уголкам, всё равно до конца непонятны из текста письменной Торы. Вся эта информация могла быть передана в Устной Торе. А веру в сотворение мира люди в любом случае получат из десяти заповедей, данных в книге «Шмот»: «Ибо в шесть дней создал Творец небо и землю».

С другой стороны, рассказ о сотворении мира и человечества всё же дан в Торе для того, чтобы народы мира поняли: за грехи наказывают изгнанием. В нем содержится ответ евреев народам мира: «Творец дал вам землю, но вы грешили, и тогда Он изгнал вас, а ваши земли отдал нам».

В объяснении Рамбаном слов раби Ицхака остается неясным один момент. Идея изгнания за грехи излагается в последующих главах Торы. Почему для ее объяснения нужен именно рассказ о сотворении мира, открывающий Тору?

Мой учитель раби Рафаэль Шапиро, глава ешив "Тиферет Исраэль" и "Тиферет Акармэль" в Хайфе в 1948 – 1997 годы, благословенна память его, так объясняет мнение раби Ицхака, который считает, что о сотворении мира должно быть записано в Торе, но начинаться она должна со свода законов, в соответствии с которым должны жить люди:

- Раби Ицхак сказал: «Нужно было бы начать Тору со слов: «Месяц этот для вас - начало месяцев…» Причина такому порядку, по мнению раби Ицхака, дана в словах мудрецов: «Творец смотрел в Тору и создавал мир». Отсюда следует, что изучение Торы и выполнение мицвот – это основа, причина и цель мироздания.

Вс-вышний творил мир таким образом, чтобы можно было соблюдать Тору. Скажем, тфилин делается из кожи коровы не потому, что именно это животное есть в распоряжении человека. Наоборот. Корова была создана, поскольку тфилин по закону Торы должен быть изготовлен из ее кожи. То есть не мир является причиной выполнения мицвот, а выполнение мицвот - причина сотворения мира. Именно поэтому раби Ицхак считает, что Тора должна начинаться со свода законов.

Однако часто встречается неправильное понимание причинно-следственных связей. Например, ссылаясь на последние научные исследования, говорят, что кошерная пища полезна для здоровья. Но разве Тора разрешила некошерную пищу неевреям, чтобы навредить им? А если вы объясните ребёнку, что нельзя убивать и воровать ради сохранения стабильности в обществе, то он поймёт, что это можно делать, когда никто не видит. Но это абсурд. Очевидно, что невозможно найти причины, объясняющие существование заповедей в этом мире. Наоборот, законы Торы – причина создания и существования мира.

И всё-таки остаётся вопрос: «Если бы, в соответствии с объяснением раби Ицхака, о сотворении мира было бы записано в Торе только после перечисления свода законов, что выучили бы из нее народы мира?»

Прежде всего, они не поняли бы, что заповеди, которые должны выполнять евреи - причина сотворения мира, так как в соответствии с психологией народов мира любые правила, а тем более моральные установки должны быть понятны и обоснованы какими-то причинами. Вероятно, именно поэтому мы наблюдаем смену моральных установок различных народов в разные исторические периоды.

Вместе с тем любому народу в мире понятна идея собственности, которая гласит: «У всякой вещи есть владелец!» Это значит, что существует и Хозяин мира, который может взять землю, Им сотворенную, у одного и отдать другому. По этой причине рассказ о сотворении мира и поставлен в Торе на первое место, а перечень заповедей следует за ним. В глазах других народов это свидетельствует о том, что Творец является хозяином мира, по Его желанию земля, принадлежавшее ранее им, была отдана евреям.

Как же идею, утверждающую, что Творец – хозяин мира, можно увидеть в порядке изложения событий в Торе, которая открывается рассказом о сотворении мира? Есть разница между хозяином и тем, кто хочет что-то приобрести. Хозяин вначале показывает, что у него есть, а потом рассказывает для какой цели это предназначено. Тот, кто хочет получить, наоборот, вначале выясняет, для какой цели нужны предлагаемые вещи, а потом описывает желаемые. Каждый ставит на первое место то, что для него наиболее важно.

Народы мира утверждают, что Творец создал мир, но сейчас мир неважен для него, так как Он слишком велик, чтобы постоянно интересоваться своим творением. И Тора начинается с рассказа о сотворении мира, объясняя им, что это не так, что мир важен Творцу, Он не оставил его и продолжает управлять сотворенным, вмешиваясь в его историю.

Сказано в книге раби Хаима из Воложина "Нефеш Ахаим": "Он, благословенно имя Его, и желание Его и высказывание Его одно". Это значит, что вся действительность мира -его желание. И евреи могут ответить народам мира: «Вся ваша действительность, и всё, что есть у вас, и не только в момент, когда вы это получили, но всегда, в каждый час, это желание Творца. Желание дать вам землю и желание взять ее у вас и дать народу Израиля - не два разных желания. Всё это соединено в одном желании Вс-вышнего, хотя так не может быть с желанием человека». Отсюда следует, что у евреев всегда есть возможность и право отнять землю Израиля у других народов.

из журнала "Мир Торы", Москва.


Сара — великая праведница и пророчица. Даже Аврааму велел Б-г «слушать» все, что она скажет. Тем не менее, долгие годы Сара была бесплодной, и только прямое вмешательство Всевышнего помогло ей родить сына Ицхака. Читать дальше

Недельная глава Ваера

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

В недельной главе «Ваера» («И явился») рассказывается о полученном Авраhамом предсказании, что у Сары родится сын и когда именно, о городах Сдом и Амора (в привычном для русского читателя звучании — Содом и Гоморра), об их уничтожении и спасении Лота, о том, как царь Авимелех взял Сару к себе во дворец, но вынужден был возвратить ее Авраhаму, о рождении и обрезании Ицхака, удалении Ишмаэля, союзе с филистимским царем Авимелехом и о последнем, десятом испытании Авраhама — требовании Б-га принести в жертву Ицхака.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хаей Сара 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Избранные комментарии на недельную главу Хаей Сара

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Евреи не украшают могилы цветами, не устраивают из похорон пышных зрелищ. Они ведут себя, подобно праотцу Аврааму, который искал место для захоронения Сары.

Эпоха праотцев 6. Аврам и Сарай, Ѓагар и Ишмаэль

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

Дать Авраму сына-преемника — такова воля, таково решение Творца. Сарай считает, что способствовать этому — её долг

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хаей Сара

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Недельная глава Хаей Сара

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?

Эпоха праотцев 8. Просьба Авраѓама о справедливом суде

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

Радушие Авраѓама подчёркнуто и рядом деталей повествования Торы о приеме, оказанном путникам: побежал навстречу, сам выбрал теленка, чтобы заколоть и приготовить

Эпоха праотцев 9. Ицхак бен Авраѓам и сыновья Ѓагар

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

И встал Авраѓам рано утром, и взял хлеба и мех воды, и дал Ѓагар, положив ей на плечи, и ребенка, и отослал ее. И пошла она, и заблудилась в пустыне Беэр Шева.