Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Будущий мир — нет в нем тела и плоти, но лишь души праведных, без тела. Раз нет там телес, то нет ни еды, ни питья, ни всего того, что нужно человеческим телам в этом мире.

Позиция мудрецов Каббалы

Однако, мнение мудрецов Каббалы совсем другое, как и писал Рамбан в ответ на слова Рамбама:

Ты можешь нам возразить: «Поскольку тело состоит из органов, предназначенных для функционирования души и разделенных, как указывают исследователи, на три системы — пищеварительную, репродуктивную и поддерживающую жизнедеятельность самого тела, и существование тела самого необходимо только для потребления пищи, поддержания жизнедеятельности и воспроизведения подобного себе тела, то в Будущем мире, когда эти функции отпадут — ведь “не будет там ни еды, ни питья” — тело станет бесполезным, а в Б-жественном творении нет бездействующих “механизмов”?

Ответ заключается в том, что тела будут необходимы для упомянутых функций во время воскрешения мертвых, а затем Святой, благословен Он, не пожелает упразднить их. И еще: есть в строении тела глубочайшие тайны; ведь человек был создан именно в таком образе не по беспричинной случайности, но исходя из величайшей необходимости и по важной причине. И его Создатель, да будет Он благословен, желает, чтобы этот образ был сохранен.

А если ты спросишь: Как же может существовать вечно тело, относящееся к нижнему миру? (т.е. состоящее из материальных субстанций — ведь все материальное рано или поздно распадается на составляющие его первоэлементы), то мы уже пояснили, что существование тела будет поддерживаться душой, а душа будет пребывать в единстве с Высшим Разумом; и получающий жизнь уподобится Дающему жизнь — в единстве с Ним. Ведь мы верим в самое простое значение стихов Писания о том, что Первый Человек, если бы не совершил тот грех, жил бы вечно — даже в мире, возвращенном к хаосу, и в годы, когда, как мы верим, все будет уничтожено (т.е. в седьмом тысячелетии. И мы вынуждены признать, что по крайней мере в этот период всеобщего разрушения его жизнь поддерживалась бы исключительно духовной энергией. Ведь написано (Берешит 2:17): “В день, когда ты поешь от него, умрешь смертью”; и объясняют мудрецы — “в тот день станешь смертным” (Рамбан). Значит, если бы Первый Человек не отведал плод от Дерева Познания, то по-прежнему был бессмертным и жил бы вечно — в том числе, и в седьмое тысячелетие всеобщего разрушения и обновления Вселенной).

И также мы верим, и все действительно признают, что влияние души, прилепившейся к Высшему Разуму, различимо на теле человека даже во мраке этого мира, как, например, “сияние лица” Моше (Шмот 34:30): “лицо Моше — как лик Солнца, а лицо Йеошуа — как лик Луны” (Бава батра75а)». (Рамбан, Врата Воздаяния).

Следует примирить обе позиции

Все отрицание Рамбама существования тела и его потребностей в будущем мире относится к телу, каким оно предстает в этом мире, такое воззрение, разумеется, огрубляло бы ценность будущего мира, в этом все сходятся. Но существование телесных оболочек души в будущем мире, по мнению Рамбана, подобно существованию тел ангелов, о которых сказано: «Душа их и тела их — с небес» (Сифри, в начале главы Аазину). Потому что и ангелы обладают собственным существованием, а значит, есть сосуд, который ограничивает их существование — некий аспект тела, в его корневом уровне.

И так пишет Рамбам про существование душ в будущем мире: «Будущий мир — нет в нем тела и плоти, но лишь души праведных, без тела, подобно ангелам-служителям, а раз нет там телес, то нет ни еды, ни питья, ни всего того, что потребно человеческим телам в этом мире. И в нем не будет происходить ничего из того, что происходит с телами в этом мире, как то: сидение или стояние, сон и смерть, грусть и смех и тому подобное. Так сказали древние мудрецы: “Будущий мир — нет в нем ни еды, ни питья, ни сексуальных контактов, но праведные сидят, короны на главах их, и наслаждаются сиянием Шхины” (Брахот 17а). Итак, ты видишь, что нет там тела, ибо нет там еды и питья. А то, что сказано про праведных “сидят”, это аллегория, то есть, имеется в виду, что праведники обитают там, не пребывая в труде и в заботах. И то, что сказано: “короны их на главах их” — речь идет о том знании, которое они постигли, благодаря чему и удостоились жизни будущего мира, и оно будет пребывать с ними, и оно есть их корона, как сказал об этом царь Шломо: “В короне, которую возложила на него матерь его”. И ведь говорит Писание: “И радость вечная на главах их”, но ведь радость не есть некое тело, которое может лежать на голове, так и та корона, о которой говорили мудрецы здесь — это знание. А о чем идет речь в словах: “и наслаждаются сиянием Шхины”? О том, что они знают и постигают истинную сущность Святого, благословен Он, чего не знали, будучи в низком и угрюмом теле» (там, hалаха 2).

Таким образом, можно найти компромисс и сказать, что в глубине смысла нет расхождения в фундаменте этой основы веры, и пойми это надлежащим образом. Я также увидел в сидуре Йаавец, в начале трактата «Авот», что он привел это объяснение.


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»