Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Человек, сочетающий в себе две составляющие (сын и раб), исправляет Творение согласно тайнам веры и соединяет мироздание воедино. О нем провозглашает Всевышний во всех Своих воинствах, станах, мирах и небесных сводах.

Трепет перед Небесами и проистекающая из него любовь к Б-гу являются главным намерением Творца, да будет благословенно и возвышенно Его имя, при сотворении человека, чтобы он служил Ему и доставлял радость[1] своим служением. Об этом сказано в Торе, повторено в книгах Пророков и говорится в Писаниях. Тора рассказывает об этом в самом начале повествования о сотворении мира: «И взял Г-сподь Б-г человека, и поместил его в Ган Эден возделывать и хранить его»[2]. Учили наши мудрецы: «“Возделывать” — исполнять предписания и “хранить” — соблюдать запреты»[3]. Повторено в книгах Пророков: «Этот народ Я создал Себе, чтобы он рассказывал о славе Моей»[4]. И говорится в Писаниях: «Б-г сделал так, чтобы трепетали перед Ним»[5].

Пишет праведный автор книги «Ховот Алевавот»: «Цель Сотворения мира — обретение человеком трепета перед Небесами, из которого проистекает все служение, о чем сказано: “Сын почитает отца, и раб — господина своего; если Отец Я — где почтение ко Мне, и если Господин Я — где трепет передо Мной?”[6]»[7]. И в завершении книги Коэлет сказано: «Послушаем заключение всему: перед Г-сподом трепещи и заповеди Его соблюдай, ибо в этом весь человек»[8]. Толковали наши мудрецы: «Только для этого был создан каждый из людей»[9]. Целью Творения был человек, соблюдающий заповеди, и этому посвящены многие стихи Писания!

Рассказывает Зоар Хадаш: «“И насадил Г-сподь Б-г сад в Эдене с востока, и поместил там человека, которого создал”[10]. — Рабби Иосей и рабби Хия приводят стих Писания: “Спустился Я в ореховый сад взглянуть на побеги прибрежные, посмотреть, зацвела ли лоза, распустились ли гранаты”[11]. — Посмотри, насколько человеку требуется размышлять и каждый день проверять свое сердце и деяния. Следует воспринять всей душой, что Всевышний, благословен Он, сотворил его и дал ему возвышенную душу, превосходящую все творения, только для служения Ему и близости к Нему, чтобы он не погряз в суете»[12].

И еще там говорится: «Сказал рабби Танхум от имени рабби Ханилая: Всевышний создал человека только для раскрытия в мироздании Б-жественной славы, как изрек пророк: “Все, отмеченное именем Моим, во славу Мою сотворил Я, создал и также содеял”[13]. Что означает “во славу Мою”? — Чтобы человек устремился узреть Б-жественную славу и размышлять о своих деяниях и удостоился великой доли в Грядущем мире»[14]. И так сказано в книге Зоар:

«“Ибо Мне сыновья Израиля рабы…”[15] Речь идет о Храмовом служении и о заповедях, исполняемых за пределами Храма: молитве и повелениях Торы, соответственно рабу, удовлетворяющему все потребности своего господина. Два эпитета используются для определения народа Израиля в глазах Всевышнего, благословен Он: “сыновья” и “рабы”, как сказано: “…они — Мои рабы, которых Я вывел из земли египетской”[16] и “Сыновья вы Г-споду, Б-гу вашему…”[17] Если человек имеет лишь общее представление о Творце, он — Его раб, исполняющий повеления Господина, и у него нет права разыскивать сокрытое. Если же он обладает глубоким знанием о Всевышнем, он Его любимый сын, которому следует постигать Б-жественные тайны. Но даже будучи сыном, он не должен считать, что не является рабом, и ему следует служить своему Отцу во всем, что приносит Ему славу… И что это? — Служение в молитве, когда он одновременно и раб, и сын, и должен достичь высочайших уровней, исправить миры, связать себя с сокровенной мудростью и приблизиться к своему Господину в высших таинствах. Сын близок к отцу без малейшего разобщения и разделения между ними…

Человек, сочетающий в себе эти две составляющие (сын и раб), исправляет Творение согласно тайнам веры и соединяет мироздание воедино. О нем провозглашает Всевышний во всех Своих воинствах, станах, мирах и небесных сводах: «Почитайте того, кто близок к Царю, перед кем раскрыты все тайны его Господина. Хорошо ему в этом мире, счастлив он в мире Грядущем». С того дня и далее такой человек известен и записан во всех мирах, и если он в чем-то нуждается, все воинства и станы приходят ему на помощь. Тогда раздается Глас с Небес и возвещает: «Хорошо тому одному быть с Единым»» (Зоар, гл. Беар, стр. 111).

Однако нельзя, не дай Б-г, подумать, что Всевышний, благословен Он, нуждается в нашем служении так же, как хозяин — в услугах своего раба. Это раскрывает нам святая Тора: «…жертва всесожжения огнепалимая, благоухание, приятное Г-споду»[18]. Наши мудрецы объясняют: «Всевышний радуется тому, что Он повелел и Его желание было исполнено»[19]. Обладающему глубоким мышлением совершенно ясно: наше служение не приносит Всевышнему ничего, кроме радости. И поскольку главной целью сотворения человека было его служение, доставляющее радость Г-споду, мышление настаивает на том, чтобы все дни своей жизни мы к этому стремились, возвышаясь духовно каждое мгновение. Всевышний радуется трепету и любви человека, как сказано: «И ныне, Израиль, чего Г-сподь, Б-г твой, требует от тебя? Лишь трепетать перед Г-сподом, Б-гом твоим, следовать всеми Его путями и любить Его, и служить Г-споду, Б-гу твоему, всем сердцем твоим и всей душой твоей»[20]. Трепет перед Небесами приводит к соблюдению запретов Торы, а любовь к Всевышнему — к исполнению Его заповедей.

Г-сподь испытывает большую радость, когда мы служим Ему, прославляем и восхваляем Его. Так об этом сказал пророк: «Этот народ Я создал Себе, чтобы он рассказывал о славе Моей»[21]. Всевышний сотворил высшие миры, небесных ангелов и духовные силы без конца и края, и все они прославляют и восхваляют Б-жественное имя, как сказано: «Восхваляйте Г-спода с Небес, восхваляйте Его в высотах»[22], но Он все же создал человека в нижнем мире в физическом теле, чтобы тот прославлял Его. Главным в сотворении мира является народ Израиля, как сказано: «…вы — люди, а Я — Б-г ваш, слово Г-спода Б-га»[23]. И так об этом сказано в Торе: «Вот, у Г-спода, Б-га твоего, небо и Небеса Небес, земля и все, что на ней. Г-сподь пожелал любить только твоих отцов и избрал их потомков после них, вас из всех народов, до сего дня»[24]. Всевышний радуется восхвалению Его людьми в нижнем мире больше, чем прославлению Его ангелами в высотах. И так сказано в книге Зоар:

«Сколько колесниц и воинств у Всевышнего, благословен Он! Как много правителей служат Ему! Он создал народ Израиля в этом мире, увенчал его голову священными коронами соответственно высшим мирам и ввел его в Святую Землю, чтобы он служил Ему. Он связал высшие миры с народом Израиля, и никакая радость не возникает у Него и никакое служение не осуществляется перед Ним наверху, прежде чем Израиль исполнит свою задачу внизу. Служение Израиля своему Господину внизу оказывает влияние на высшие миры. Когда же Израиль пренебрегает своим служением внизу, прерывается служение наверху… Израиль извратил Свое служение Всевышнему, пребывая на Святой Земле, и в еще большей мере, оказавшись в изгнании, и это повлияло на высшие миры. Изрек Всевышний: “Израиль, если бы ты знал, сколько армий и воинств испытывают преткновение в своем служении по твоей вине, ты бы понял, что недостоин быть в этом мире даже один час”» (Зоар, гл. Ахарей мот, стр. 66).

И так сказано в книге Зоар: «Восхваление Творца в этом, самом далеком от Него мире, доставляет Ему наибольшую радость» (Зоар, гл. Бешалах, стр. 46).

Исправление всех миров зависит от слова и действия человека в нижнем мире. Добрые дела, трепетные молитвы, изучение святой Торы и душевные слова, поддерживающие ближнего в служении Всевышнему, исправляют и возвышают все миры. Но если этого не происходит, то, не дай Б-г, во всех мирах начинается разрушение. Повествует Зоар Хадаш: «Приди и посмотри: в час, когда Израиль достоин, Престол славы на Небесах поднимается все выше и выше, и сколько при этом возникает радости и любви! Все миры соединяются между собой и получают святость и благословение из глубин источников, насыщаясь изобилием блага. И Всевышний радуется вместе с ними совершенной радостью. Но в час, когда Израиль недостоин, все происходит наоборот. И тем не менее, он не лишается любви Б-га, и Его Престол пребывает над ним, как мать, склоняющаяся над своими сыновьями и не прекращающая просить о милосердии к ним» (Зоар Хадаш, стр. 49).

Повествует книга Зоар: «Нечестивцы приводят к страшному разрушению в высях, разделяющему между Царем и Царицей…» (Зоар, гл. Ахарей мот, стр. 79).

И еще сказано в книге Зоар: «Все эти слова обращены к собирающим урожай (осуществляющим свое служение в чистоте и святости и видящим плоды своего труда). Из этого мы учим: нечестивцы своими поступками наносят ущерб в высях, из-за чего не происходит должным образом исправление мира» (Зоар, гл. Аазину, стр. 297).

И так сказано в книге Зоар: «Тайна Б-жественного Престола не раскрывается в высях, иначе как в результате исправлений в нижнем мире, когда люди становятся праведными и благочестивыми и обретают знание о том, как исправить миры» (Зоар, гл. Трума, стр. 155).

И так сказано в книге Зоар: «“Я — Г-сподь, Б-г ваш, освятите себя и будьте святы, ибо свят Я, и не оскверняйте души ваши…”[25] Того, кто освящает себя внизу, освящают свыше; того, кто оскверняет себя внизу, оскверняют свыше. Но как такое возможно? Освящают свыше — ясно, на него распространяется святость его Господина, но как можно понять слова оскверняют свыше? Из какого источника его оскверняют? Разве в высших мирах существует нечистота? Сказал рабби Хия: так мы учили: происходящее в нижнем мире пробуждает соответствующие деяния в высших мирах. Если деяние в нижнем мире осуществляется в святости, то святость пробуждается и наверху, распространяется на человека, и он наполняется ею. Но если он оскверняет себя внизу, то дух нечистоты возникает наверху, окутывает его, и он оскверняется им.

Все зависит от поступков людей, ибо нет добра и зла, святости и нечистоты, сути и корня которых не было бы наверху, и деяние на земле пробуждает соответствующее деяние в Небесах. Зависящее от деяния возникает наверху и становится деянием, зависящее от речения — становится речением. И если спросишь, какое речение пробуждается в высях, то об этом сказано: «…и произнести речение»[26] — слово, сказанное внизу, пробуждает речение наверху: «Слово Г-спода было к Ошеа бен Беэри…»[27], «…слово Г-спода было редко в те дни, видение — не часто»[28], «Речением Г-спода сотворены Небеса и дыханием Его уст — все их воинство»[29]. Слово, произнесенное человеком, поднимается и пробивается сквозь небесные своды, пока не достигает своего места, где пробуждает добро или зло, о чем сказано: «…остерегайся всего дурного»[30]» (Зоар, гл. Цав, стр. 31).

И вот, «От тебя исходит суд Мой, глаза твои увидят справедливость»[31]. Главным намерением Б-га при Сотворении мира было создание человека, чтобы он доставил Ему радость своим служением. Счастлив трепещущий перед Г-сподом и стремящийся к исполнению Его заповедей. Он будет великим на земле, деянием, мыслью и речением уст исправит высшие миры, и все его желания исполнятся в этом мире в его дни!


[1] Дословно на святом языке сказано «נַחַת רוּחַ», что означает радость, удовольствие и душевный покой. Все это мы должны доставить Творцу нашим служением. — Примечание переводчика.

[2] Берешит 2:15.

[3] Зоар, часть 1, стр. 27.

[4] Йешаягу 43:21.

[5] Коэлет 3:14.

[6] Малахи 1:6.

[7] Ховот Алевавот, врата Постижения.

[8] Коэлет 12:13.

[9] Брахот 6а.

[10] Берешит 2:8.

[11] Шир Аширим 6:11.

[12] Зоар Хадаш, Берешит, стр. 17.

[13] Йешаягу 43:7.

[14] Зоар Хадаш, Берешит, стр. 17.

[15] Ваикра 25:55.

[16] Там же.

[17] Дварим 14:1.

[18] Ваикра 1:9.

[19] Раши, там же.

[20] Дварим 10:12.

[21] Йешаягу 43:21.

[22] Теилим 148:1.

[23] Йехезкель 34:31.

[24] Дварим 10:14-15.

[25] Ваикра 11:44.

[26] Йешаягу 58:13.

[27] Ошеа 1:1.

[28] Шмуэль (I) 13:1.

[29] Теилим 33:6.

[30] Дварим 23:10.

[31] Теилим 17:2.


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»