Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Постигая величие Всевышнего, мы обнаруживаем и Его скромность, и безграничное милосердие, о чем говорится во многих главах Торы.

И вот, разъясним человеку моего уровня сущность трепета перед возвышенным. Глаза видят, что люди, стоящие на более низкой ступени, испытывают неловкость приблизиться к вознесенному человеку, известному своей богобоязненностью и соблюдением Торы. В его присутствии они будут стесняться съесть кусок пищи и проронить слово. Конечно же, праведник не набросится на них с кулаками и не причинит им вред. Почему же они боятся подойти к нему и смиренно склоняют перед ним голову? Несомненно, это происходит только из постижения его вознесенности и величия в Торе и служении. И, конечно, у каждого возникает непреодолимое желание быть рядом с праведником и почтить его словом. Однако их сдерживают страх и стыд, и в этом проявляется их трепет перед возвышенностью, пробуждающий желание приблизиться к вознесенному человеку и одарить его всевозможным благом как добрым словом, так и праведным делом. Еврейское сердце ощущает большую заслугу, если он принесет пользу возвышенному человеку, исполнив его желание. И, несомненно, тот праведник, увидев чье-то сильнейшее стремление приблизиться к нему, распахнет перед ним врата и найдет способ помочь ему освободиться от робости. Он заговорит с ним, раскроет ему свое сердце и пробудится его желание самым совершенным образом оказать ему милость во всем, в чем только можно.

Теперь я разъясню, что мы учим из отношения к возвышенному человеку. И тем более все это касается трепета перед вознесенностью Господина мира — Царя царей, Всевышнего, благословен Он, сотворившего все бесчисленные миры и управляющего ими. И, несомненно, если человек постигнет хотя бы самую малость величия, могущества и чудесной мудрости Творца, даже из Его управления нижним миром, взглянет на землю и многочисленные творения, наполняющие ее, то конечно же ощутит трепет перед Его величием и испытает страх и стыд приблизиться к Нему, благословенно Его имя. Постигнув Б-жественное величие, вознесенность и чудесную мудрость, мы ощущаем свою приниженность, бренность телесности, ограниченность мышления и восхищаемся сотворенной красотой и гармонией. Царь Давид обрел трепет перед возвышенностью и изрек: «Куда я уйду от духа Твоего и куда от лица Твоего убегу?»[1] В таком состоянии человек устыдится произнести перед Б-гом даже слово и устрашится приблизиться к Нему.

Постигая величие Всевышнего, мы обнаруживаем и Его скромность, и безграничное милосердие, о чем говорится во многих главах Торы. Г-сподь призывает нас приблизиться и обратиться к Нему и обещает исполнить наши просьбы. Сказано в главе Мишпатим: «…и будет: когда он возопит ко Мне, Я услышу, ибо милостив Я»[2]. Тора требует «…возлюбить Г-спода и служить Ему всем сердцем и всей душой»[3]. Так это повеление разъясняют наши мудрецы: «Какое служение осуществляется сердцем? — Молитва!»[4] И то же следует из стиха «Перед Г-сподом, Б-гом твоим, трепещи, Ему служи и к Нему прилепись…»[5] Это означает, что хотя нам предписано обрести трепет перед Г-сподом, нам следует Ему служить; и короток пергамент, чтобы вместить все посвященные этому стихи Торы, Пророков и Писаний. А без этого Б-жественная вознесенность и величие правления устрашили бы человека в стремлении приблизиться к Нему, благословенно Его имя.

О трепете перед вознесенностью говорит Моше в святой Торе: «И ныне, Израиль, чего Г-сподь, Б-г твой, требует от тебя? Лишь трепетать перед Г-сподом, Б-гом твоим, следовать всеми Его путями и любить Его, и служить Г-споду, Б-гу твоему, всем сердцем твоим и всей душой твоей»[6]. Сказали наши мудрецы: «Для Моше это было естественно и просто…»[7] Он постиг вознесенность и величие Творца больше всех в народе Израиля, почти до бесконечности, достигнув уровня «И немногим Ты умалил его перед Б-гом, славой и великолепием увенчал его. Ты позволил ему властвовать над делами рук Твоих, все положил к его ногам»[8]. Вследствие этого Моше обрел трепет перед Всевышним. И, несомненно, трепет перед Небесами отдаляет человека от греха, ибо его охватывает страх перед Г-сподом, и его сердце вопрошает: как я могу совершить поступок, противоречащий Его воле? Об этом говорится в Торе: «И сказал Моше народу: не бойтесь, ибо для того чтобы вознести вас, раскрылся Б-г, дабы трепет перед Ним был на ваших лицах и вы не грешили»[9]. И этого достаточно для наделенного пониманием.


[1] Теилим 139:7.

[2] Шмот 22:26.

[3] Дварим 11:13.

[4] Сифри, там же.

[5] Дварим 10:20.

[6] Дварим 10:12.

[7] Брахот 33б.

[8] Теилим 8:6-7.

[9] Шмот 20:17.


Глава начинается с описания тех повелений, которые Всевышний дал Моисею и Аарону после смерти двух старших сыновей Аарона. Читать дальше

Описание служения первосвященника в Йом Кипур

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Служение, которое в этот день проводилось в Храме, подразделялось на три вида. Первый — это те жертвоприношения, которые делаются и в любой другой день: два ягненка, приносимых в постоянную жертву, утром и после полудня. Второй — дополнительные жертвы этого дня, то есть, «один бык, один баран, ягнят годовалых беспорочных — семь, и один козел в жертву хатат ».

«Ахарей мот» («После гибели»)

Рав Бенцион Зильбер

Материалы рассылки за 5765 год

На тему недельной главы, Ахарей мот—Кдошим 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

«Слова мудрецов в спокойствии слышнее, чем крик правителя…», — учил царь Соломон (Экклезиаст 9:17). Слова, произнесенные в спокойствии, лучше воспринимаются людьми, — поясняет Раши. — … Слова Моисея приняты евреями и сегодня, а указы правителей не исполняются.

Ахарей мот. С ног на голову

Рав Бенцион Зильбер

Глава «Ахарей мот» излагает правила священнослужения в Храме в Йом-Кипур. Заключительная часть главы содержит указания относительно запрещенных половых связей.