Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Ваехи, Магид из Дубно, Притчи, Рассказы
«Проклят гнев их, ведь он силен, и ярость их, ведь она крепка»[1].
Написано в Мидраше: Даже когда Яаков говорил проклятье, он проклял не самих Шимона и Леви, а их гнев.
Многие комментаторы писали об этом проклятье, которое кажется просто образным выражением. Но мне кажется, что наш праотец Яаков хотел именно проклясть этих сыновей, но сдержался, и вместо них направил проклятье на их гнев.
Притча.
Богач, если он вспыльчив и гневлив, и всегда ищет ссор с людьми, этим своим качеством подавляет других, и выливает на них свой гнев, сколько хочет. Но бедный человек, если он вспыльчив, не может ни на ком выместить свой гнев. Его гнев является его проклятьем.
В этом смысл того, что Яаков проклял гнев своих сыновей, сказав: «Проклят гнев их, ведь он силен». Он знал, что они очень вспыльчивы, и хотел, чтобы они не могли пользоваться своим гневом. Он пояснил: «Разделю их в Яакове (про Леви. Колено Леви не имело своего надела в земле Израиля, и они жили по всей стране в городах, которые другие колена выделили для их проживания — прим.) и разбросаю по Израилю (про Шимона)». Мидраш говорит, что потомки этих двух колен были бедняками или обучающими детей Торе. Этим их гнев и был проклят. (Бедняк — его гнев бессилен, а гневливый учитель останется без работы. Человек, живущий на земле, принадлежащий другому колену, возможно, будет вести себя скромнее и сдержанней. — прим.)
«Вы хотели причинить мне зло, а Всевышний порешил его к добру… чтобы сохранить жизнь многочисленному народу»[2].
Праведник Йосеф очень старался утешить и успокоить братьев, чтобы не переживали из-за своего поступка (продажи его в рабство, вследствие чего он попал в Египет — прим).
Притча.
Известно, что то, что испортилось, трудно полностью вернуть в первоначальное состояние, это возможно, только если добавлять вещи, более сильные по своей природе, чем те, которые привели к порче. Например, если на белую ткань пролилось немного черной краски, ткань практически невозможно будет отбелить. Придется добавить отбеливающее вещество, которое сильнее по своей природе, чем та черная краска. И возможно придется повторить несколько раз.
Смысл этой притчи в том, что именно так утешал братьев Йосеф. Он много — много раз говорил им: если бы рабство соответствовало тем страданиям, которые я перенес, то еще было бы возможно, чтобы «пятно» зла стояло перед моими глазами. Но Б-г сделал так, что это зло оказалось ничтожным по сравнению с полученным благом. И это, что он говорит: «Вы хотели причинить мне зло, а Всевышний порешил его к добру» — вы хотели причинить зло только мне, а Всевышний обернул все так, что из этого вышло добро для многих — спасение всей семьи Яакова. И то великое добро, которое вы привели своим поступком, обязует исчезнуть то относительно небольшое «пятно» ваших злых мыслей обо мне.
[1] Берешит 49:7
[2] Берешит 50:20
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»