Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Когда человек находится в беде, он «берет в долг» слова у своих уст и дает подарок Творцу, чтобы уплатить свой долг перед Небесами и смягчить свой приговор

«Если дашь обет Б-гу твоему, не замедли исполнить его. То, что произнесли уста твои, храни и исполни все, что обещал Б-гу твоему, добровольный дар, о котором говорил ты…, Ведь Б-г твой взыщет с тебя за него.»[1].

Следует понять, почему Всевышний взыщет с давшего обет. Разве это долг? Ведь это обещание дать подарок! У людей принято так — если один человек пообещает другому подарок, и не даст, разве тот станет требо­вать его, как будто выплаты долга?! Знай, что когда люди говорят на земле, их слова, — это подготовка к действию. Но на Небесах слова дей­ствуют как поступок, как сказали мудрецы[2]: «Сказать “это Небесам”, это как дать “это” (“это” — на Храм, на цдаку, на синагогу, на другую миц­ву — прим.) человеку». И в этом заключается суть обета. Поэтому, когда человек в момент опасности или беды берет на себя обязательство пе­ред Творцом, это обязательство засчитывается как поступок, и потому защищает его.

Сказано: «ведь с первого дня, когда направил ты сердце свое понять и поститься. были услышаны слова твои»[3]. А раз так, то тебе может показаться непонятным, почему так строго требуют у че­ловека, что он обязан выполнить обет. Ответ: следует возместить про­изнесенное устами.

Притча.

Один человек взял у кого-то в долг дорогую вещь и по­дарил вельможе. Хозяин вещи через какое-то время потребовал ее на­зад. Даже если заимодавец поведет его на разбирательство к тому само­му вельможе, чтобы должник либо вернул вещь, либо заплатил за нее, то вельможа сделает все, чтобы тот заплатил. И хотя тот взял вещь, на самом деле, для подарка этому вельможе, и, фактически, он уже отдал ее, но заплатить-то он обязан.

Смысл этой притчи в том, что когда человек находится в беде, он «берет в долг» слова у своих уст и дает подарок Творцу, чтобы уплатить свой долг перед Небесами и смягчить свой приговор. А когда беда прошла, он должен вернуть своим устам «одолженное», как сказано: «…не нару­шит слово свое. Все, что вышло из уст его, должен сделать»[4]. И это то, что сказано: «Если дашь обет Б-гу твоему, не замедли исполнить его. Ведь Б-г твой взыщет с тебя за него.». А если скажешь: «Но ведь я обещал дать подарок!», — то ответ Всевышнего на это: действительно, Мне ты ничего не должен, но ты должен сделать то, что сказал, и это то, что сказано: «.то, что произнесли уста твои храни и исполни все, что обещал Б-гу твоему, добровольный дар, о котором говорил ты». То есть, у Всевышнего твои слова за­считываются как действие, но тебе следует выполнить то, что ты сказал, чтобы не считаться лжецом.


[1] Дварим 23:22-24

[2] Кидушин 28б

[3] Даниэль 10:12

[4] Бемидбар 30:3

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»