Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
В человеке заключены все четыре жизненные силы: «домэм», «цомеах», «хай» и «мэдабэр». В неорганической материи души нет вовсе

До человека, всё сотворённое обладало фиксированными свойствами. Солнце — это объект, который излучает свет. Тьма — это то, что свет скрадывает. Травоядное животное никогда не соблазнится живой плотью, рыбе никогда не захочется переселиться на сушу.

У человека, созданного на шестой день — всё по-другому. Его суть соткана из всех стихий. Его природа — объединение свойств, как мира материи, так и духовных миров. В состав его тела включены элементы из всех уголков вселенной. Будь то органические или неорганические вещества, редкие минералы, и сложнейшие химические соединения.

С другой стороны, душа человека — часть Б-жественной сущности и обладает свойствами духовных созданий.

Кроме того, свойства всех тварей, так или иначе, присутствуют в человеке. Нет в мире ничего, что бы не находило отражение в его теле или душе. Весь мир, всё созданное прежде — как бы основа, материал из которого вылеплена человеческая сущность. Более того, и все надматериальные стихии, воплощённые в ангелах и возвышенных мирах, — также часть сущности человека. Человек, словно точка преломления, в которой отражены и то, что «ниже», материальней человека, и то, что над ним, в духовных мирах.[1]

Эклектичность человеческой натуры — основа его противоречивых свойств, в ней — источник его здоровья и опасных болезней, в ней кроется причина человеческой красоты и уродства. Отсюда ведут начало праведники и злодеи. В этом смешении качеств — источник человеческого стремления к правде, миролюбию и… агрессии.[2]

Множество ангелов, — функциональных духовных существ, — были созданы лишь для того, чтобы управлять и поддерживать в должном порядке неизмеримо сложную структуру человеческого организма. Это богатство и многогранность человеческой природы породило и его уникальную личность, которая практически не поддаётся определению и не вмещается ни в одну из схем.

В человеке заключены все четыре жизненные силы: «домэм», «цомеах», «хай» и «мэдабэр».

В неорганической материи души нет вовсе. Об этом говорит и название «домэм» — "דומם" — «молчащий», «неподвижный».

В растениях заключена одна из жизненных сил — «нэфэша-цомахат» — «נפש הצומחת".

Животные обладают “животной” душой — “нефеш а-хая” — "נפש החיה" или “руах а-хиюнит” — ."רוח חיונית"

Именно в ней — сила выживания и источник существования животных, то есть то, что мы называем животным инстинктом.

В человеке же, помимо первых трёх, заключена дополнительная часть жизненной силы, его интеллектуальная составляющая, — способность к осознанной речи — нефеш маскелет — делающая человека совершенно уникальным существом, относящимся к типу “медабер"מדבר» — .

Язык общения есть и у животных и птиц, но только у человека речь возносится выше, чем простая передача информации. У человека это, прежде всего, отражение мыслительного процесса, работа его души.[3]

Три упомянутые жизненные силы соответствуют в человеке трём элементам его души: «нефеш», «руах», «нешама».

За каждый из этих элементов отвечает свой внутренний, вполне реальный человеческий орган. Печень является генератором и вместилищем «нефеш» — «растительной» души; «руах» — «животное» начало — привязано к сердцу, а за «нешама» отвечает мозг.

Каждая из этих трёх составляющих проявляется в стремлении к своему «корню». Нефеш жаждет материальной пищи и питья, ибо это сила, отвечающая за сохранение и рост физического тела человека, а также за его способность к размножению. Недаром питание приходит к внутренним органам человека, лишь после обработки печенью. Все «низменные» побуждения человека тоже берут начало там.

Руах, гнездящийся в сердце, генератор побуждений, таких, как жажда почестей, богатства, и иже с ними — зависти, гордыни и подобных им — всё это исходит из сердца.

Потому и говорят: хорошее сердце — источник добрых качеств, а злое сердце — гнездо пороков.

И, наконец, — нешама, исключительная, б-жественная составляющая человека, стремящаяся к вещам возвышенным. Её физическое отражение находится в мозгу, «держателе» мудрости и рассудка. С другой стороны, нешама в человеке вовсе не ограничена мозгом.[4]

Подобно тому, как Творец наполняет собою весь мир, так и нешама наполняет тело человека. Как Всевышний видит всё и всех, но остаётся невидимым, так и нешама в этом мире невидима. Создатель питает весь мир — и нешама также подпитывает всё тело человека. Всевышний — абсолютная духовная чистота, и нешама остаётся духовно чистой при любых обстоятельствах. Как Создатель присутствует в самых сокрытых уголках мира, так и нешама пронизывает всё человеческое существо.[5]

Возвышенные качества — чувства, рассудок, речь, способность к постижению и оценке окружающего мира совмещены в человеке с униженной зависимостью от окружающего мира, потребностью в еде и воде, стремлением к спариванию, необходимостью естественных отправлений и неизбежной смертью.

Таким образом, сложность и неоднозначность человеческой натуры является для человека одновременно благословением и несчастьем. И это не случайно. Такое положение связано с особым его жизненным предназначением. Своими поступками человек должен преодолеть первоначальный хаос, оставшийся от предыдущих дней Творения. Если в физическом смысле Творец взял на себя упорядочивание мира, то привести мир к духовной гармонии предоставил Человеку.[6]

Когда человеку удаётся подчинить духовности свою жизнь, он автоматически получает во владение мир, где находится теперь, а также вечный, надвремённый мир, ожидающий его потом. Но если человек не сдерживает свою противоречивую природу, то не только не исправляет духовный хаос, он и физический мир возвращает к первоначальному беспорядочному состоянию.

В итоге хаос и разруха снова овладевают миром, обращая вселенную ни во что.

Свойства, полученные Адамом от Творца, повлияли и на устройство человека. Органы чувств человека являются воплощением тех или иных качеств самого Творца и приспособлены к роли властителя земли. Человек совмещает в себе как свойства материального, так и духовного миров.

Физический облик человека схож с животным, но его внутренний мир имеет неразрывную связь с духовностью.

Адам был сотворён по образу Творца — «бэ-цэлем». Понятие «цэлем», «образ» означает набор, совокупность духовных сил, с помощью которых духовная индивидуальность человека укрепляется и обретает особенности, определяющие конкретную, уникальную личность. Так же, как материальные объекты имеют свои специфические свойства, из которых составляется их физический облик, духовные ингредиенты у каждого человека имеют свой совокупный духовный образ, недоступный материальному зрению, но постигаемый разумом и чувством.

Слово «цэлем» — образ, родственно слову «цэль» — тень. Тень — нечто неуловимое, недоступное и видимое лишь благодаря непрозрачности физического тела, на которое падает свет. Так и «цэлем» — духовная тень человека, духовное отражение физических особенностей и характеризующая человеческую личность. «Цэлем» — свойство видеть, но самому быть невидимым. Это свойство характерно для Творца, это свойственно и человеческой душе. И тождество это — духовное.[7]

Поле деятельности Адама, в отличие от остальных живых существ, почти не ограничено. Первый Человек мог приспособиться практически к любой среде обитания. В любой ситуации превосходство человека оставалось очевидным. Но это до тех пор, пока он не нарушил условия игры и не спустился по духовной лестнице вниз. Тогда сразу обнаружилась его слабость и зависимость от окружающего мира.

В основе всех живых существ лежит единая физиологическая схема, и пусть даже различия между растениями и животными очевидны, — они не принципиальны. Разница — лишь в формах применения, и соответствующей специализации.

Природа же человека уникальна, его сущность трансцендентна. Силы и возможности, которыми наделил человека Творец, имеют б-жественную природу. Во всём, что намешано в человеке, в каждом его свойстве присутствует возвышенный элемент. Пусть человек и скроен из множества составляющих, ему дана сила укрепить духовную природу и сделать её главенствующей, способной управлять собственной физической оболочкой. К тому же, Первый человек был сотворён обрезанным, что равносильно совершенству, и в этом — также подобие Творцу. Адаму, подобно Всевышнему, не требовалось никакого исправления.[8]


[1] Адэрет Элияу.

[2] Даат Софрим

[3] Гаон раби Элияу из Вильны.

[4] Виленский Гаон

[5] Бавли, Брахот,10,1

[6] Даат Софрим

[7] А-ктав вэ а-каббала.

[8] Ялкут Шимони


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»