Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Евреи нуждаются в благе с Небес, но своими силами получить его не могут. А коэны, которые вышли из колена Леви, которое служит в Храме, обладают необходимыми духовными силами и качествами для того, чтобы провести благо на землю

«Не будет у коэнов и всех членов колена Леви части в добыче и надела как у (остального) народа Израиля...». И подобное Б-г сказал Аарону: «Не будешь наследовать их землю, и не будет тебе надела среди них. Я (Б-г) твоя участь и твой надел среди сынов Израиля»[1].

Притча.

Один купец отправился за море вместе с сыновьями. Он решил не брать с собой слуг, чтобы сэкономить. Купец был стар и уже не мог готовить себе пищу, а из его сыновей только один умел готовить. Но отец заметил, что тот недолюбливает братьев и беспокоился, что он не будет готовить им из вредности. Тогда он поступил хитро: когда собирались, он тайком велел слуге занести в корабль кастрюли большого размера, а всю маленькие уничтожить. Таким образом, даже если его сын захотел бы готовить только себе, он не смог бы варить маленькую порцию в большой кастрюле, а будет должен наполнить ее. А этого хватит на всех.

Смысл этой притчи в том, что евреи нуждаются в благе с Небес, но своими силами получить его не могут. А коэны, которые вышли из колена Леви, которое служит в Храме, обладают необходимыми духовными силами и качествами для того, чтобы провести благо на землю, как говорит Мидраш[2]: «Взгляд Б-га (устремлен) на трепещущих перед Ним» — это говорится о колене Леви. И это то, что сказано: «Пищу дал он трепещущим перед Ним, помнит союз Свой вечно»[3][4]. Богобоязненность и праведность колена Леви будет вечной, и оно всегда будет достойно получать благословение с Небес. Но что если колено Леви захочет получать благо только для себя, но не для других колен? Чтобы этого не произошло, Всевышний сказал Аарону: «Не будешь наследовать их землю, и не будет тебе надела среди них» — не сможешь «готовить себе в маленькой кастрюле», ведь твой надел Я, а Я нахожусь среди всех сынов Израиля, так что и твой надел находится «в большом котле» вместе со всеми. Таким образом, никакой обвинитель не сможет приостановить поток изобилия, ведь благословение придет в заслугу колена Леви, и придет оно в большом количестве. Самому колену столько не будет нужно, оно выльется на весь народ Израиля, а народ, в свою очередь будет отделять от этого труму коэнам и десятину левитам, благодаря которому это изобилие получил. Ведь если бы у колена Леви был собственный надел, как могли бы остальные евреи получать благо с их помощью? И это то, что сказал пророк: «Принесите все отделенное в хранилище (которое было при Храме — прим.), и это будет для постоянного пропитания в Моем доме (для коэна и левита — прим.)». «Испытайте Меня этим, — сказал Б-г Воинств, — не открою ли вам небесные “окна”, и не вылью ли на вас благословение до бесконечности», то есть, Всевышний даст народу больше, чем необходимо, чтобы они давали то, что полагается коэнам и левитам. И сказали мудрецы: «до бесконечности» — ад бли дай, — пока ваши губы не иссохнут от повторения: «хватит» — ад ше-иблу (сфатаим) ми-ломар дай (от изобилия).

Притча.

Ребенок пришел из хедера и попросил у матери: «Дай мне, пожалуйста, поскорее поесть». В это время мать увидела в окно, что и отец тоже вернулся домой обедать. Она взяла блюдо и стала наполнять его из стоящей на плите кастрюли. Ребенок стоял рядом и говорил: «Мама, мне уже достаточно!» Но она продолжала наполнять блюдо. Тогда ребенок стал кричать: «Зачем мне столько!» Мать ответила: «Глупенький! Я же не только тебе одному накладываю. Смотри, вон твой отец идет домой кушать. Я кладу так, чтобы и ему было достаточно». Смысл этой притчи в том, что если народ Израиля станет недоумевать: «У нас есть все, что нам надо, зачем нам еще?» — Всевышний не будет принимать их слова во внимание, так как он дает основу изобилия ради колена Леви, чтобы у евреев было от чего отделять все подарки, положенные ему, в таком количестве, чтобы коэнам и левитам было достаточно. И это то, что сказано: «пока ваши губы не иссохнут от повторения “хватит!”». И это то, что означает сказанное в Торе: «Человек, который отдает коэну, будет у него» — человек из другого колена получит во сто раз больше пропитания, чем ему необходимо, чтобы и коэн получил достойную порцию. И об этом же говорит Талмуд: «И будет у него много имущества».

Приведем здесь разъяснение стиха: «И радуйтесь перед Б-гом вашим вы, и ваши сыновья и дочери… и левит, который во вратах ваших, ведь нет у него доли и надела с вами»[5]. Тора хочет сказать, что хотя они «едят из одной кастрюли» и радуются всему благу, которое получили, все же причина радости одного отличается от причины радости другого:

Притча.

В одном городе жили два богача, которые враждовали. Как-то один из них выдавал дочь замуж, и нашел ей жениха из очень достойной и уважаемой семьи. Второй богач ему очень завидовал. Через несколько недель оказалось, что зять обладает плохим характером и необузданными страстями. Его тесть послал за шадханом и попросил его убедить парня дать жене гет, пообещав заплатить ему за это. Шадхан уговорил парня, и тот развелся с дочерью первого богача. Тогда шадхан поскорее пошел ко второму богачу и стал предлагать этого парня его дочери. Тот богач пообещал ему большую плату, если ему удастся заполучить этого парня в зятья. Шадхан все устроил, как тот хотел. На свадебный пир жених пригласил и своего бывшего тестя. После трапезы все стали танцевать и веселиться. Отец невесты и бывший тесть жениха радостно плясали вместе. Один человек удивился этому и тихонько спросил первого богача: «Чему ты так радуешься?!» Тот ответил: «Отец невесты радуется, что ему удалось заполучить его себе в зятья, а я радуюсь, что мне удалось удалить его из своего дома, ведь я знаю, что он плохой человек. Благословен тот, кто избавил меня от него!».

Написано в Мидраше[6]: Царь Шломо пророчески сказал: «Глубокая яма — блудница. (трудно оставить этот грех — прим.)

И также она (аф и) внезапно хватает (соблазняет), и умножает изменников Б-гу среди евреев»[7]. «И гнев (аф) она» — и она приводит на человека гнев (слово аф имеет несколько значений. Оно может означать «также», и есть у него еще значение «гнев»). «…внезапно хватает» — Всевышний не откладывает наказание прелюбодеям. «и умножает изменников среди людей» — она умножает количество нечестивцев в народе Израиля.


[1] Бемидбар 18:20

[2] Мидраш Бемидбар Раба 5

[3] Теилим 111:5

[4] Малахи 3:10

[5] Дварим 12:12

[6] Мидраш Бемидбар Раба 12

[7] Мишлей 23:27-28

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»