Из цикла «Границы научного познания», темы: Прогресс и Тора, Тора и наука, Рав Ашер Кушнир, Истинность Торы, Поиск истины
Ещё один центральный вопрос в исследуемой теме — раскрывает ли наука истинные знания о природе мира?
На первый взгляд, именно этим наука и занимается. Тем не менее, если попытаться понять, что есть та «истина», которую наука вроде бы должна раскрыть, то ответ окажется не столь однозначным.
В попытке понять, что есть истинное знание, человечество прошло длинный путь. Реальный шаг вперёд произошёл только в тот момент, когда Платону удалось разделить два понятия: мнение и истина. Мнение есть знание субъективное, а истинное знание должно быть объективным и никак не зависеть от субъекта.
Следующим этапом стало разделение объективной истины на истину абсолютную и относительную.
Абсолютная истина — это полное и достоверное знание о природе и человеке. Такое знание не может быть опровергнуто.
Относительная истина — это неполное или недостоверное знание, соответствующее уровню понимания мира на определённый момент. Такое знание зависит от условий, места и времени его получения и может быть верным только в ограниченных рамках.
На раскрытие какой истины претендует наука?
В начале этого обзора были приведены свидетельства того, что науке предстоит раскрыть ещё немало секретов природы, то есть мир не познан во всей его полноте.
К примеру, наука на данный момент располагает знанием примерно о 5% «ощутимой», видимой материи, а остальные 95% реальности Вселенной[1] — гипотетические тёмная энергия и тёмная материя, — являются загадкой. Получается, что науке приходится делать общие умозаключения на основе очень ограниченных знаний о Вселенной. И не исключено, что когда учёные разгадают загадку «тёмных» свойств природы, выводы об остальной части Вселенной могут тоже кардинальным образом измениться.
Получается, что наука делает выводы на основе данных о частичной картине мира. Этого вполне достаточно для практических целей, но не тогда, когда исследование претендует на то, чтобы быть абсолютной истиной.
Значит, когда речь идёт о способности науки познать истину, имеется в виду истина относительная, которая может измениться в ходе научного изучения мира.
Уже этого достаточно, чтобы прийти к выводу, что наука не обладает абсолютным, то есть полным и достоверным знанием о природе. Более того, в силу разобранных выше принципиальных ограничений можно усомниться, что такое знание когда-либо будет получено, несмотря на большой прогресс в развитии науки. Она постоянно приближается к искомому абсолютному, истинному знанию о реальности, но полностью так никогда его и не достигнет.
Это основной вывод из этой дискуссии. Тем не менее, чтобы развеять возможные оставшиеся сомнения, стоит дополнительно его прояснить. Для этого следует в первую очередь проследить за тем, как развивались критерии истинности в науке.
[1] Согласно опубликованным в 2013 году данным наблюдений космической обсерватории «Планк», общая масса-энергия наблюдаемой Вселенной на 95,1% состоит из тёмной энергии (68,3%) и тёмной материи (26,8%). Planck 2013 Results. Astronomy and Astrophysics. 2014. Vol.571.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»