Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Понятие души, многократно появляющееся в книгах по хасидизму и в книгах по Каббале, указывает на великий Б-жественный Свет, наделяющий жизнь человека Светом присутствия Владыки, Г-спода, да будет Он восславлен

«Я возношу благодарности пред Тобою, Владыка Живой и Вечносущий, за то, что милостиво вернул Ты в меня душу мою; велика вера в Тебя[1]» [Текст утренней молитвы «Модэ ани» — прим. ред.]. Простой смысл заключается в том, что каждый человек без исключения благодарит Святого [Творца], да будет Он восславлен, за то, что Он вернул ему его душу, но как это связано с тремя последними словами «велика вера в Тебя»? Во внутренней части Торы объясняется, что идущие по пути служения Г-споду испытывают взлеты и падения. А понятие души указывает на Б-жественный Свет, раскрывающийся в человеке. Этот Свет окрыляет человека и наделяет его осознанием величия и [Духовной] высоты Г-спода, да будет Он восславлен, что дает человеку энергию подчиняться Творцу во всех своих желаниях, мыслях и чувствах. Наши мудрецы передали нам, что самое необычайное удовольствие в жизни человека — это безграничное и вечное удовольствие, ощущаемое, когда человек устанавливает связь и соединяется с Г-сподом, да будет Он восславлен, испытывая любовь к Нему и трепет перед Ним, которое безмерно выше всех удовольствий этого мира.

А раз так, то понятие души, многократно появляющееся в книгах по хасидизму и в книгах по Каббале, указывает на великий Б-жественный Свет, наделяющий жизнь человека Светом присутствия Владыки, Г-спода, да будет Он восславлен. Но существует одно важное и основополагающее условие: человек должен избавиться от себялюбия, чтобы выйти на простор любви к другим, и только при выполнении этого условия Владыка, Г-сподь, да будет Он восславлен, готов установить связь и соединиться с человеком и осветить его душу.

А идущие по стезе служения Г-споду, по пути истинному: не по пути, лишенному смысла, непонятному, неопределенному, а по пути истинному, — знают, что они претерпевают взлеты и падения. Ибо когда человек хочет идти против своего тела[2], против своего себялюбия, его тело всемерно противодействует этому, а когда человек попадает на поле такой битвы, он, естественно, претерпевает взлеты и падения.

Рав Барух Ашлаг, да будет благословенна память о праведнике, говорил, что человеку присущи взлеты и падения, ибо если ангелы называются стоящими — «[Если стезями Моими ходить будешь и если исполнять будешь службу Мою … то] дам Я тебе ходить меж стоящими этими» (Зехарья 3:7) — то человек не должен бояться и беспокоиться о том, что он испытывает падение, ибо такова дорога, а из падений можно извлечь большую выгоду. А раз так, то человек открывает утром глаза и возносит благодарности перед Святым [Творцом], да будет Он восславлен: «Я возношу благодарности пред Тобою, Владыка Живой и Вечносущий». Понятие «живой» появляется, чтобы показать, что Он — Источник всей жизни, о чем сказано: «Ибо у Тебя Источник Жизни; в Свете Твоем мы увидим свет» (Теилим 69:14). Творец, да будет Он восславлен, является Источником всей жизни как в неживой природе, так и в растительном мире, в животном мире и в мире говорящих».

«За то, что вернул Ты в меня душу мою» — в простом смысле это означает, что человек возносит благодарности перед Творцом за то, что Он вернул ему его душу, душу его жизни, и пробуждается утром. Но с точки зрения внутренней Торы здесь говорится, что человек находился в состоянии сна. Состояние сна указывает на падение; если взять жизнь, то сон — это одна шестидесятая смерти[3]. Это состояние указывает на время падения человека, когда его тело одолевает его, его себялюбие одолевает его и он неспособен принять на себя ярмо Царства Небесного, исходя из веры в Сотворяющего мир, которая выше разума. Таково состояние сна, и в этом состоянии человек должен возопить к Г-споду, чтобы Он осветил его Светом души, Светом раскрытия Б-жественности Его, Светом, окрыляющим и оживляющим всё сотворенное. И в ответ на всё это человек возносит благодарности «за то, что милостиво вернул Ты в меня душу мою».

Завершающие всё это слова «велика вера в Тебя» требуют изучения. Ступень веры — это ступень, на которой человек распаляет себя подобно воину, воину на поле битвы. Когда ему приказывают идти вперед, он кричит «Вперед!» На поле битвы воин не может спрашивать, зачем и почему, и говорить: «Если я не пойму, я не готов действовать», — а он обязан исполнять приказ. Подобным же образом обстоит дело на поле битвы служения Г-споду. Человек, желающий достичь слияния с Г-сподом Б-гом своим, знает, что существует только один путь: «А теперь, Израиль, вот что Г-сподь Б-г твой требует от народа твоего: только трепета перед Г-сподом Б-гом твоим […] и любви к Нему» (Дварим 10:12). Эти слова означают, что человек должен трудиться для того, чтобы выйти из-под власти своего себялюбия, из-под власти своего разума и человеческого здравого смысла. Ибо слова «трепет» и «любовь» указывают на то, что человек считается кем-то, находящимся в единении с Великим и Грозным Владыкой и живущим в великом трепете и любви.

И человек должен воплотить эти слова в жизнь сначала в двух областях: любовь к другу — «И возлюби ближнего своего, как самого себя» (Ваикра 19:18) — и любовь к своему раву. Эти две области являются подготовительными к достижению трепета перед Г-сподом и любви к Нему. В области любви к другу человек изо дня в день должен прилагать всевозможные усилия для помощи другу. В той мере, в какой человек думает о своих нуждах, он должен думать о нуждах друга. В той мере, в какой он заботится о своих нуждах, он должен заботиться о нуждах друга. И тело противодействует этой работе. Естественно, если человек не работает над этим, то тело не противодействует. Естественно, если человек работает иногда, изредка, от случая к случаю, тело не противодействует. Но человек должен работать с усердием, ибо, как говорил нам наш Святой рав Бааль Сулам, без любви к друзьям невозможно достичь любви к раву, а без любви к раву невозможно достичь любви к Г-споду. И это не просто слова, но человек для этого должен прилагать всемерные усилия изо дня в день и выгравировать эти слова на скрижалях сердца своего (Мишлей 3:3).

Наши Святые мудрецы учили нас, что, когда человек утром открывает глаза, он должен думать о других, а не о себе. А тело человека противится самым решительным образом, и человек должен исполнять эти слова подобно воину. Необходимо верить, что это верный путь, путь даяния другим, путь преданности всем, кто находится вне человека, путь войны с себялюбием человека. Человек должен верить в это несмотря на то, что его тело передает ему ясные сигналы и знаки, что ему не стоит идти этой дорогой.

Поэтому мы возносим благодарности перед Г-сподом за то, что Он вернул нам Свет души и заканчиваем: «Велика вера в Тебя», — т.е. ступень веры — это действительно великая ступень. Когда человек находится в состоянии падения, т.е. Святой [Творец], да будет Он восславлен, забирает у него душу, тогда ему нечего посоветовать, кроме как пользоваться силой веры подобно воину на поле боя. И если он действительно движется в этом направлении, то Святой [Творец], да будет Он восславлен, возвращает ему Свет души. Поэтому Святая Шхина[4] называется именем «жена воина»[5], ибо именно Святая Шхина, по сути дела являющаяся проявлением Г-спода в мире, которая освещает каждого без исключения человека Б-жественным Светом, — это жена воина. Объяснял рав Барух Ашлаг, да хранят нас его заслуги, что слова «жена воина» означают, что Святая Шхина соединяется только с тем, кто является воином, с тем, кто готов идти без лишних размышлений, без расчета, диктуемого его себялюбием.

«Песнь восхождений. Вознесу я очи мои к горам, откуда придет помощь мне? Помощь мне — от Г-спода» (Теhилим 121:1—2) — когда человек находится в состоянии падения, когда он не чувствует вкуса в Торе и в молитве, он должен вознести свои очи к горам. Кто такие горы? Гласит Святая книга Зоар, что горы — это Святые праотцы Авраам, Йицхак и Яаков. Авраам — это муж, ассоциирующийся с добротой и верой, Йицхак — с могуществом и трепетом, а Яаков является сочетанием и того, и другого. «Вознесу я очи мои к горам» — к Святым праотцам, являющимся великими горами, на которых держится вся вера, а заключительные слова «откуда придет помощь мне?» означают «помощь придет из Ничего»[6]. Кем же является это Ничто? Творцом, да будет Он восславлен. Почему Творец, да будет Он восславлен, называется именем Ничто? Говорит Святой Аризаль: потому что Его невозможно ни постичь, ни воспринять: «Невозможно воспринять Его абсолютно и совершенно», — неспособно воспринять малое и приниженное творение даже малую толику и ничтожную частицу из помыслов и желаний Владыки всей Вселенной. Поэтому Творец называется Именем Ничто, что соответствует Его постижению и восприятию. Объясняет наш Святой рав Бааль Сулам: «Вознесу я очи мои к горам» — к Святым праотцам. «Из Ничего придет помощь мне» — Святые праотцы учат нас, что помощь нам может прийти только из одного Источника — из Ничего, а именно от Творца, да будет Он восславлен.

Перевод: Вениамин Захарин


Примечание переводчика

[1] Велика вера в Тебя — רבה אמונתך обычно переводится: «велика верность Твоя» или «велико доверие Твое».

[2] Тело — эгоистическое желание.

[3] Сон — это одна шестидесятая смерти — Вавилонский Талмуд, трактат Брахот, стр. 57Б.

[4] Шхина — Б-жественное присутствие, собрание душ всего Израиля; в Предисловии к книге Зоар Бааль Сулама, в п.31, это духовное состояние творения, сутью которого является служение ради самой Торы, т.е. с альтруистической мотивацией. См. также Предисловие к Учению о десяти Сфирот, п.33.

[5] Жена воина — альтернативное понимание слов אשת חיל из (Мишлей 31:10), которые обычно понимаются как «добродетельная жена».

[6] Слово מאין, здесь означающее «откуда», можно перевести также «из Ничего».


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»