Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Суббота — день раскрытия воли Всевышнего в совершенстве, и воля к воздаянию блага — это субботнее благословение

И завершил Бог в день седьмой «Спросил Раби у раби Ишмаэля сына раби Йоси: Может быть, ты слышал от своего отца, что значит “И завершил Бог в день седьмой Свою работу”? Сказал ему: Это подобно ударяющему молотом по наковальне, поднял его засветло и опустил, когда уже стемнело. Сказал раби Шимон бар Йохай: Человек из плоти и крови не знает ни своих времен, ни своих минут, ни своих часов, и он добавляет от будничного к святому (начинает субботу заранее). Но Всевышний, знающий Свои времена, часы и минуты, заходит в нее в точности, как на толщину волоса. Спор Гнивы и мудрецов: Гнива говорит: Притча о царе, который сделал себе балдахин, и разрисовал его, и украсил. Чего недоставало балдахину? Невесты, чтобы вошла под него. Так миру недоставало субботы. А мудрецы сказали притча о царе, который сделал себе перстень. Чего недоставало перстню? Печатки. Так миру недоставало субботы» (Берешит раба). Наши учителя, по своему обыкновению, в простых притчах намекают нам на возвышенные и важные принципы. Попытаемся кратко понять намеки каждого из таннаев и увидим, как вопросы, проясненные нами в данном разделе, находят свое выражение в их словах. Удар молотом «По мнению раби Йоси, в субботу не было бытия, в котором есть движение. Причину мы уже высказали: бытие в котором есть движение, относится к материи, но принятие формы есть бытие без движения, ибо нет в принятии формы движения. И потому уподобляет тому, кто ударяет молотом, который поднял еще с пятницы. Другими словами, движение бытия, которое есть приготовление к принятию формы, имело место заранее, и не было движения в субботу. А опускание молота — после того, как стемнело, то есть принятие формы, которое есть восполнение бытия, было уже затемно» (Маараль). «Удар молота» — одна из 39 субботних работ. Ее смысл — в придании сосуду окончательной формы. И точно так же, суббота есть форма мироздания. Форма — внутреннее содержание, духовная ценностная суть вещи. Суббота является центральной точкой, объединяющей все шесть будних дней во всем множестве сотворенного в них, чтобы стать совершенным сосудом для одной цели — раскрытия славы Царства Всевышнего. Суббота есть внутренний смысл мироздания, и потому именно в субботу раскрылась воля Всевышнего в мире — Тора. Именно суббота приводит мироздание к своему конечному исправлению — Дню, который весь — Суббота. На толщину волоса «Но Всевышний, знающий Свои времена, часы и минуты, заходит в нее в точности, как на толщину волоса». «Это учит тебя, что производил работу до начала седьмого дня. Ведь если бы было написано: “И завершил Бог Свою работу в шестой день”, я бы сказал, что закончил работу до окончания шестого дня, но так сказать нельзя, и работа продолжалась весь шестой день. И мгновение, которое являлось концом шестого дня, есть начало седьмого, и потому можно сказать: “И закончил Бог в день седьмой”… Это весьма и весьма глубокая вещь» (Маараль). Чтобы понять его слова, вернемся к предыдущим постижениям. Вся работа шести дней зависит от творения времени. Слово время זמן происходит от понятия הזמנה — подготовка. Это процесс совершенствования мироздания, чтобы быть готовым к субботнему дню. В субботу же реальность уже совершенна, она стоит в тайне «того дня», когда все вещи достигают своего покоя — цели. Суббота исключена из понятия работы. Это святой день, отделенный от всякой реализации потенциального. Невеста и печатка «Гнива говорит: Притча о царе, который сделал себе балдахин, и разрисовал его, и украсил. Чего недоставало балдахину? Невесты, чтобы вошла под него. Так миру недоставало субботы. А мудрецы сказали: Притча о царе, который сделал себе перстень. Чего недоставало перстню? Печатки. Так миру недоставало субботы». «Нужно как следует понять мнение мудрецов и Гнивы. По мнению обоих, сама суббота есть окончание работы, и об этом сказано: “И завершил Бог в седьмой день Свою работу, которую делал” (Маараль). Окончание работы — это благословение и святость, которые суббота дает мирозданию. “Гнива говорит: Притча о царе, сделавшем балдахин. Чего недоставало миру? Субботы. Назвал субботу невестой, ибо это день благословенный сам по себе, и он есть совершенство мира; а необходимая часть свадебной церемонии — благословение невесты”. Благословение есть совершенство мироздания, как мы объясняли. Когда имеет место высшее сочетание Общины Израиля и ее Супруга, тогда мироздание находится в совершенстве, и изобилие благодати изливается на все Шесть дней. “В соответствии со святостью, которая есть в этот день, суббота называется Царицей. Ибо царь Машиах помазывается святым елеем, и потому уподобляют субботу кольцу, в котором есть печатка. Ведь печатка, хотя и прикреплена к кольцу, все же нечто отдельное от него”. Суть святости — обособленность и отделенность, и суббота придает измерение святости сотворению мироздания. “Суббота Творения соответствует кидушин (посвящению женщины в жены), как сказано: “…и благословил его”, запретив всем работать в этот день, но лишь служить Всевышнему” (раби Авраам сын Виленского Гаона). Отношение субботы к мирозданию амбивалентно. С одной стороны, она привязывает все будние дни к их корню и изливает на них свое благословение. С другой стороны, она отделена от них своей святостью и превознесенностью. Это печать Царя мира на мироздании. Властелин Вселенной раскрывается в Субботу Творения как царь, обращающийся к своим творениям для того, чтобы воздать им благо. Но в Своей сущности он отделен от них. “Чего недоставало перстню? Печатки. Так миру недоставало субботы”. А печать Всевышнего — Истина. И написано (Берешит раба): Что есть истина אמת? א в начале алфавита, מ — в середине, ת — в конце: Я — первый и Я — последний. Это Имя Авайе, означающее “был, есть и будет”, и это суббота, являющаяся печатью» (РЦА). «Что есть суббота? Имя Всевышнего, Имя, совершенное со всех сторон». Суббота — день раскрытия воли Всевышнего в совершенстве, и воля к воздаянию блага — это субботнее благословение. ויכולו — от слова כלי (сосуд). «Не нашел Всевышний другого сосуда, содержащего благословение, кроме мира». «Что есть суббота? Имя Всевышнего, и оно — мир». Полное имя над полным миром.

 

Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»