Темы: Провидение, Пурим, Духовность, Добро, Здоровье, Единство еврейского народа, Батшева Эскин, Коронавирус
Коронавирус, появившийся в конце декабря в одной из китайских провинций, к марту распространился по Дальнему Востоку и Европе, добрался до Америки, России и Израиля — до тех стран, которые, на первый взгляд, не имеют с Китаем ничего общего: они не только географически далеки друг от друга, но и в политическом, и религиозном, и в социальном аспектах — стоят на разных полюсах.
По своему размеру вирус в несколько десятков раз меньше бактерии, его даже нельзя увидеть с помощью светового микроскопа! И этому мельчайшему организму не только удалось заразить более 90 тысяч и убить более трех тысяч людей, но и оказать влияние на линии поставок, экспорт и импорт, банковское дело, туризм и многое другое. По оценкам аналитического центра Oxford Economics, мировой валовой внутренний продукт в 2020 году потеряет из-за коронавируса порядка 1,1 трлн долларов, или 1,3%. При том что, по прогнозам Международного Валютного Фонда, мировой ВВП должен был вырасти в 2020 году на 3,3%.
В современном поляризованном мире, где люди склонны считать, что проблемы другого континента, другой нации, другой общины, другой социальной прослойки — это только их проблемы, коронавирус напоминает о том, насколько в мире велики взаимосвязь и взаимовлияние — нравится нам это или нет.
И здесь у нас есть выбор: если мы признаем, что у нас есть общее, и объединимся, чтобы противостоять этой смертельной болезни, мы сможем изолировать ее, бороться с ней и, в конечном итоге, — ликвидировать. Но если мы будем сосредотачиваться на разногласиях, отрицать нашу общую судьбу, не будем сотрудничать — вирус превратится в угрожающую всему человечеству пандемию.
Недавно прошел Пурим, и мы не могли не заметить связи между сутью этого праздника и историей коронавируса. Накануне пуримских событий еврейский народ был народом диаспоры: «am mefuzar umeforad bein haamim— народом, разрозненным и рассеянным среди народов», мы стояли на грани вымирания и уничтожения. Избавление пришло лишь после того, как было выполнено указание царицы Эстер: «lech kenos et kol haYehudim — собери вместе всех евреев» — то есть народ должен стать единым и действовать единообразно.
Когда каждый сам за себя, погружен лишь в свои переживания и заботится только о своем благополучии, все общество в опасности. Но когда мы видим, что наши судьбы переплетается, когда мы в состоянии почувствовать боль ближнего, его проблемы, его переживания, мы можем вместе выдержать и преодолеть все.
Когда мы сплочены и едины в нашей истории и судьбе, сосредоточены на том, что у нас общего, а не на том, что нас разделяет, мы больше и сильнее, чем сумма наших частей. Мы оказываемся достойны того, чтобы противостоять любому вызову или угрозе, с которыми мы сталкиваемся, и одержать победу. Это послание Пурима для евреев и, возможно, — это послание коронавируса для человечества.
Нет такого действия, которое имело бы только «местное значение». Любое действие может иметь космическое последствие. Из ученых первым это явление обнаружил в 1963 году метеоролог Эдвард Лоренц и назвал его «эффектом бабочки». Взмах крыла бабочки в Австралии может вызвать торнадо в Канзасе или муссон в Индонезии. Теория Лоренца — это часть более широкой теории, называемой теорией хаоса, которая говорит о том, что малые действия могут иметь большие результаты. Теория хаоса применяется в математике, микробиологии, информатике, экономике, философии, физике, политике и многих других областях.
Рабби Лорд Джонатан Сакс применил теорию хаоса еще в одной области. В своей книге «Чтобы исцелить разрушенный мир» он говорит о «теории хаоса добродетели», демонстрируя, как маленькие акты доброты могут иметь неизмеримые последствия для мира. Точно так же, как один человек может породить что-то, что повлияет на весь мир разрушительно (будь то атомная бомба или злое слово), другой человек может заразить мир добротой и позитивом.
Мы живем в поляризованном мире, где конфликты и напряженность, разногласия и противоречия существуют как между народами, так и внутри наций, религий и семей. В этой атмосфере разобщенности коронавирус заставляет все человечество задуматься о том, что не стоит недооценивать добро, которое мы можем сделать. Один взмах крыла может изменить весь мир.
Валерий Каджая
О жизни евреев в России написано так много, что даже слишком. И, тем не менее, мало кто знает даже среди евреев о трагической доле кантонистов. А ведь даже погромы, как ни страшны и бесчеловечны они ни были, бледнеют перед ней.
Азриэль Казаков
Как делать людям замечания, если уж делать?
Неизвестный автор,
из цикла «Непогасшие искры. Пленные евреи и русские субботники»
Секта быстро распространялась, несмотря на активное противодействие церкви и гражданских властей. Последователи ее появились в Коломенском и в Серпуховском уездах Московской губернии.
Толдот Йешурун
«Только Всевышнему известно, зачем Он посылает нам такие испытания...»
Рав Пинхас Перлов
Нет человека, который не испытывал бы ностальгии по школьным годам, озаренным волшебным светом детства и юности.
Рав Пинхас Перлов,
из цикла «О «христианском милосердии к еврею»»
Ита Минкина
Литературная страница
Рав Йосеф Менделевич,
из цикла «О «кантонистском проекте» и его последствиях»
Н. Изаксон
Мидраши и рассказы на темы праздников Шмини Ацерет и Симхат Тора.
Рав Пинхас Перлов,
из цикла «О «христианском милосердии к еврею»»
Из воспоминаний русского чиновника
Рав Йосеф Менделевич,
из цикла «О «кантонистском проекте» и его последствиях»
В 1827 году царь Николай I издал указ о мобилизации еврейских детей, не достигших тринадцатилетнего возраста, в русскую армию
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Один из ближайших учеников р. Хаима Воложинера. Уже в годы юности по поручению р. Хаима давал уроки в ешиве.