Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Следует утаить все, что можно утаить, чтобы бедный не знал, кто дает, а дающий не знал, кто получает.»Орхот цадиким. Щедрость
У материи есть шесть сторон: вверх и вниз, вправо и влево, вперед и назад, и все эти шесть сторон относятся к материальности, поскольку у каждой стороны есть размер, и это свойство материи

Сотворение семи

«А может быть, — удивится человек, — как может относиться к Всевышнему понятие “покоя”, ведь Он не устает? Сказали в Мехильте: “И покоился в седьмой день”. Разве есть пред Ним усталость?… Но как бы приписало Писание покой Ему Самому» (Маараль, Тиферет 40).

Далее Маараль объясняет: «Знай, что у каждого действующего во времени в конце действия возможен покой, поскольку он устал от произведения всего без времени и нуждался во времени для своего действия. Таким же образом, когда закончилось действия можно сказать: “…и покоился в седьмой день”. Но то, что Всевышний производил мир во времени, мы говорим со стороны получателя, ибо как можно, чтобы творение земли и произрастание растений происходили одновременно? Порядок творения был таков, что земля произвела растения и все остальное, и потому нужна была протяженность во времени для сотворения мира. И подобно тому, как время нужно было творению со стороны получателя, так и покой и воздержание от работы также происходят со стороны получателя. Как если бы сказано: Всевышний производил действия во времени из-за получающего, поскольку получатель “уставал” воспринимать все события одновременно, и потому необходим был покой в седьмой день».

Маараль объясняет нам, что порядок творения, то есть раскрытие воли Творца, происходит в соответствии с возможностями постижения получателей. Так это в создании человека — микрокосма, цели творения, и такова модель раскрытия Его воли во всем мире. Другими словами: цель раскрытия воли Всевышнего в мире — чтобы создания постигали Его волю, учили Его Тору и размышляли о путях Его управления, прилепились к ним и стали для них «колесницей» (Эта концепция объясняется в книге того же автора «Знание молитвы»). И тогда раскроется слава царства и единство Всевышнего в мире, как сказано: «Все создал Он ради славы Своей». И этим человек удостоится прилепиться к истинному благу, и в этом его награда. А раз так, то раскрытие Всевышнего — то есть вся существующая реальность — происходит по определенному порядку в соответствии с возможностью постижения принимающих — людей. Поскольку смысл всего творения — быть инструментом для служения совершенного человека, строение и структура мироздания соответствует этому порядку. Поймите все это хорошенько.

Сотворение времени есть основа порядка мироздания. Для этой цели Всевышним были эманированы «свечения», качества Его управлений, корни семи дней Творения. В них заложено все мироздание со всеми его функциями, как мы объясним в продолжении данного эссе. В этом процессе — как объясняет Маараль — заложено и обязано быть прекращение и покой. Это и есть суббота. Попробуем объяснить.

Шесть дней делал Творец, а в седьмой покоился

«И еще было установлено, чтобы существовал единообразный цикл дней, повторяющийся раз за разом и состоящий из семи дней. И это — поскольку все Творение было создано за семь дней, и все его бытие заключено в это число. Поэтому именно этому числу подобает называться “совершенной мерой”, так как все Творение должно осуществляться через него. В большем же (числе) нет нужды, ибо в нем (в семи) было завершено все мироздание.

Этот цикл, таким образом, постоянно повторяется до конца 6000 лет. Более того, и во всей мировой истории существует этот (семеричный) цикл в увеличенном масштабе, т.е. все дни этого мира разделены на шесть тысяч (лет), за которыми следует тысяча (лет) “покоя”. После этого все Бытие будет обновлено и установится другая система Мироздания, согласно постановлению Высшей Мудрости.

Было определено, что конец всякого цикла будет освящен и это явится большим возвышением для всех дней. Ибо хотя большинство дней профанны и свят только один из семи, это как раз то, что необходимо этому миру, как мы упомянули. Но, с другой стороны, поскольку святой день — конец и завершение каждого цикла, то весь цикл исправляется и возвышается через него, и выходит, что все дни человека освящаются». (Рамхаль, Путь Творца 4:7).

Этот отрывок необходимо изучать очень внимательно, повторяя неоднократно: ведь Рамхаль в книге Путь Творца в немногих словах объясняет глубокие и объемлющие концепции. Вся тематика данного эссе содержится в этом отрывке. Рамхаль закладывает две важнейшие основы, которые мы будем обсуждать в нашем эссе. Первая основа: вся реальность построена на числе семь, это «совершенная мера», необходимая всему мирозданию, а в реальности времени это семь дней. Вторая основа: цикл времени обращается по кругу, и этот временной процесс обеспечивает возможность воздействия субботы на шесть будних дней.

Начало первой основы: «Знай, что время имеет отношение к материи, и это ясно всякому, кто изучал мудрость. Ибо продолжительность и разделение, которые есть у времени, подобны продолжительности и разделению материи, — ведь у каждого материального объекта есть протяженность, и он делим. И еще: время зависит от материи, поскольку время связано с движением, а движение относится к материи. И исследователь поймет, что время, движение и материальность соотносятся и сосуществуют во всем» (Гвурот аШем 45). Чтобы достичь ясного понимания этих слов Маараля, необходимо осмыслить сущность времени и обязанность служения во времени (две эти концепции подробно объясняются в книге «Знание молитвы»).

Маараль продолжает: «У материи есть шесть сторон: вверх и вниз, вправо и влево, вперед и назад, и все эти шесть сторон относятся к материальности, поскольку у каждой стороны есть размер, и это свойство материи. Однако есть в нем седьмое, среднее измерение, которое не склоняется ни в какую сторону, и поскольку оно не относится ни к какой стороне, оно подобно нематериальному, поскольку у него нет размера. И потому во времени, которое соотносится и соучаствует с материей, есть шесть будних дней, но седьмой — свят».

Здесь требуется более подробное объяснение. В другом месте Маараль объясняет тайну буквы ה (эй), в которой заложена реальность материального мира, и в ней корень реальности (категория буквы йуд, тайна Грядущего мира) распространяется в четыре стороны материи. Здесь же Маараль говорит о шести сторонах материи.

Данный вопрос можно объяснить в соответствии с высказыванием Маараля в его книге «Дерех Хаим»: «Мы уже открыли тебе, что число десять указывает исключительно на высший уровень духовности, свободной от материи, поскольку в этом и состоит суть числа десять: Шехина не спускается на общину, в которой нет десяти членов, и не произносят ничего, связанного со святостью, если молящихся меньше десяти, как разъяснялось выше, в начале этой главы. И там же мы разъяснили, что число четыре указывает на материальный уровень мира. Это особенно очевидно из того, что число четыре содержит в себе только разделение и не обладает никаким объединением: оно соответствует четырем сторонам света, которые полностью отделены друг от друга, и другого подобного числа не существует. И известно, что разделенность — это свойство только материи и только в ней оно заложено. Единство же — это свойство формы, которой никакое разделение вовсе не свойственно. Таким образом, число четыре — это противоположность числу десять, поскольку десятка — это уровень чистой Б-жественной духовности, а четверка указывает на уровень материи. А число семь соответствует среднему уровню, поскольку семерка находится посередине между десяткой и четверкой. Ведь семь — это на три больше четырех и на столько же меньше десяти! Так что это число, расположенное перед ними, указывает на средний уровень, не полностью материальный и не полностью духовный, но объединяющий в себе и то, и другое, как было разъяснено выше. И чтобы ты еще лучше понял заложенные здесь принципы, мы уже рассказали тебе, что число десять указывает на уровень Б-жественной духовности, свободной от материи, уровень четверки соответствует материальному уровню, а число семь указывает на такой уровень, на котором материальное и нематериальное соединяются воедино. И понимающим (тайное Учение) известно, что число семь соответствует шести краям и середине, которая названа “Храмом святости, пребывающим посреди них”. Ведь, как известно, шесть краев связываются только с материей, поскольку они отдалены (от середины), а отдалиться может только материальное. Середина же не обладает никакой протяженностью, поскольку к средней точке это понятие вообще не может относиться, и поэтому она связывается с нематериальным. Именно по этой причине срединная точка названа “Храмом святости, пребывающим посреди” шести краев: она свободна от материальности, и в этом и состоит ее святость.

И теперь тебе разъяснено совершенно ясно, что число семь соответствует уровню, более низкому, чем этот (уровень средней точки, то есть, святости) — она указывает на уровень святости, пребывающей среди материального. Поэтому ты везде увидишь в числе семь и будничное, и святое. Шесть дней недели — будни, а седьмой — святой (шабат). И среди месяцев седьмой, то есть, месяц тишрей, тоже святой. Шесть лет обрабатывают землю, а седьмой год — шмита, святой год. Связано все это с тем, что число шесть обозначает будничное и соответствует шести будничным, материальным краям. Семерка же обозначает Храм святости, седьмой элемент, пребывающий в середине; и все это общеизвестно. И седьмой элемент всегда присоединяется к шести предыдущим — (мы видели это) как для дней недели, так и для лет, — и это означает, что уровень семерки ниже, чем первый. Совершенно ясно и не вызывает никакого сомнения, что, когда возникает число семь, мы видим соединение святого и материального — поэтому уровень семерки ниже, чем десятки, обозначающей Б-жественный уровень. А число четыре, как уже разъяснялось выше, указывает на уровень полной материальности».

Объяснение сказанного: четыре края материи — это распространение плоскости. Это «низший материальный уровень». Когда добавляют к ним размерность глубины и высоты, и внутреннюю размерность — Храм святости, духовность, пребывающую посреди — достигается «совершенная мера», число семь. Это и есть категория времени — семь дней, вся суть которых — перевести полностью духовную реальность (категорию буквы йуд) в реальность материальную (категорию буквы эй). Время есть реальность, «связывающая материальное и нематериальное». Так можно объяснить слова Гаона, что речение сотворения времени — это «В начале» — Берешитбара шит (сотворил шесть). Время есть начало нашего мира, мира материальности. Поразмыслите над всем этим хорошенько.

Выше объяснялось, что распространение срединной точки в шесть сторон — это процесс материализации, имеющий своей целью дать существование материальному миру. Однако срединная точка остается в своей святости, как объясняет Маараль: «Ибо у середины нет аспекта никакого края вообще, и тем самым она отделена от материальности, — ведь у всякой материальности есть распространение в сторону, так как материальность связана с пространством. А середина символизирует нематериальный объект, вне пространства, и потому называется “Храмом святости, пребывающим посреди”, свободным от материальности. Данная точка и есть день Субботы — храм святости, оставшийся в духовном измерении, категории буквы йуд. Ее сущность — категория Грядущего мира, корня мира материи, который произошел от него и вернется к нему в День, который весь — Суббота.»

Если мы представим срединную точку, равномерно распространяющуюся на шесть сторон, во всеобъемлющем и постоянном циклическом процессе, то получим шар — крутящийся круговорот дней, в центре которых — день субботы. В этом и заключается вторая основа, о которой говорил Рамхаль.

Зрим в корень вещей

«И знай, что дни, упоминаемые в акте творения, были при сотворении земли и неба днями в прямом смысле слова, состоящими из часов и минут, и их было шесть, подобно шести будним дням, как и говорит прямой смысл Писания. А в потаенном смысле днями называются сфирот, эманированные от Всевышнего, ибо каждое речение, производящее реальность, называется днем, и их было шесть: “Тебе, Г-сподь, принадлежит величие и могущество, и великолепие, и победа, и слава. Ибо все на небе и на земле — Твое, Господи, царство…” А толкование стихов Писания в соответствии с этой концепцией — возвышено и скрыто, и наше понимание в нем подобно капле в море» (Рамбан, Берешит 1:3).

В словах Рамбана нам раскрывается глубинный аспект: поверхностное понимание заключается в том, что реальность времени Шести дней Творения одинакова в своей сущности во все дни, но в каждые день из этих дней были сотворены различные объекты. Но Учителя раскрывают нам, что это не так: «каждое речение, производящее реальность, называется днем». Словами Маараля: «Ибо каждое время из этих Шести дней деяния — особое время, ведь этот называется Первым днем, а тот — Вторым, и каждый из них — особый и не похож на другой». Рабейну Бехайе объясняет подробнее: «Известно, что шесть сфирот действовали в Шесть дней Творения каждая в свой день, например: в первый день — Бина, во второй — Хесед, в третий Гвура и т.д., пока не настал седьмой день, Йесод, и произвел свой действие. В чем же заключалось его действие? Наслаждение и покой, ибо покой был для него самого и для всех шести, ибо в его бездействии бездействовали все они, и его бездействие и покой и есть его деяние. В этом смысл стиха: “…ибо шестью днями сделал Г-сподь небо и землю, а в седьмой день покоился”, ибо Он сделал шесть сфирот и закончил Свою работу над ними, и был покой в седьмой день, который соответствует сфиреЙесод» (Бамидбар 6:35). Всевышний эманировал эти качества, которыми Он раскрывается при управлении мирозданием. У каждого качества есть своя сущность, и она соответственно порождает специфические для нее действия. Эти качества есть корни Семи дней Творения, и они властвуют над действиями этих дней.

Как объясняет Рамхаль: «Каждый день в правлении миром главенствует одно из влияний, и именно оно является общим и распространяется на все Творение, хотя его действие в этой власти не является его главным действием, как оно действует на создания, непосредственно связанные с ним. И, тем не менее, во всех созданиях проявляется нечто, соответствующее этому влиянию, некие его следствия. От этого также зависит особенная святость праздничных дней, и все остальное, зависящее от времени» (Даат Твунот 174). Рамбан и рабейну Бехайе в разделе Берешит подробно объясняют процесс Шести тысяч лет мироздания и их соответствие Шести дням Творения (а Седьмое тысячелетие соответствует субботе). Там можно увидеть, как каждая сфира выражается и действует в каждую из тысяч лет существования мира.

Именно это имел в виду Рамбан (в работе «Вера и упование»): «Сделал шестью днями» — дни от слова свет, как сказано: «И назвал Б-г свет днем». Каждое качество из качеств управления — это свечение от Всевышнего, которое проникает через завесу, разделяющую сотворенное и Творца. Ведь только через эти считанные раскрытия у создания есть возможность постичь своей мыслью волю Творца. А Бесконечный (Эйн-Соф) — абсолютно непознаваем: «Мысль не постигает Тебя совершенно».

Суббота есть центр, срединная точка, чертог святости этих раскрытий.

Продолжение следует


Этот уникальный устный жанр, возникший одновременно с хасидизмом и являющийся выразителем хасидского учения, адресован, в первую очередь, простым людям и учит простой и искренней вере, любви к Б-гу и любви к ближнему. При этом достоверность рассказов может быть различной: есть строго документальные истории с указаниями имен и географических подробностей, есть явно сочиненные, есть притчи, мемуары, анекдоты Читать дальше